Слова великих людей

"Начните благодарить Бога за то, что у вас есть, и Он даст вам то, чего вам не хватает"
- Мать Тереза

О жизни

Категория: О жизни
Опубликовано: 15.07.2014

Проживая каждый свой день, мы не всегда задумываемся о том, что такое жизнь. Просыпаясь утром, или засыпая вечером, мы думаем об естественных, обыденных для нас делах. Наша голова может быть занята чем угодно, мы думаем о работе, семье, своих увлечениях или желаниях.

Каждый человек по своей натуре очень ленив. Ленив настолько, что очень редко он задумывается о каких-либо глобальных вопросах, таких, как вопросы мироздания и бытия. Как правило, мысли о жизни приходят только в каких-то экстремальных, опасных или тяжелых ситуациях. Когда человек оказывается на распутье, или сталкивается с серьезными жизненными проблемами. Но это вовсе не означает, что для того, чтобы задуматься об этом, с человеком должно произойти что-то нехорошее. Большинство великих философов и мыслителей древности вовсе не страдали от несчастной жизни, тем не менее они приходили к истине своими стараниями и своим умом.

Рано или поздно каждого из нас начинает интересовать, что же все же мы называем жизнью.

Что такое жизнь?

Категория: О жизни
Опубликовано: 15.07.2014

Этот вопрос, наверное, хоть раз в жизни задавал себе каждый человек. А также не менее важный, связанный с ним вопрос – в чем же все-таки ее смысл.

Отвечая на него, нужно понимать, что ответ может отличаться в зависимости от того, к какой точке зрения, медицинской (научной), философской или теологической вы посмотрите на саму суть жизни. Ведь просто нельзя приравнивать все к одному. «Все относительно» - так когда-то говорил гениальный Альберт Эйнштейн. Все зависит от того, как вы на это посмотрите, и с чем будете сравнивать.

Энергия жизни - это душа

Категория: О жизни
Опубликовано: 15.07.2014

Если смотреть с точки зрения, теологии, то есть религии, то здесь все одновременно и сложно, и просто. Большинство религий уверяет нас в том, что жизнь вовсе не начинается рождением, и не заканчивается смертью. Основой жизни является человеческая душа. Душа это невидимая энергия жизни, это то, чем, по сути, является сам человек. Рождение человека, как возникновение жизни в других теориях, означает, что в физическом теле поселяется душа, которая до этого находилась в каком-то ином месте, о котором нам ничего не известно. При этом главным, с точки зрения религии является вовсе не тело, а именно душа. Когда наступает смерть, то тело умирает. А душа выходит из него и продолжает жить.

С точки зрения религии душа, в отличие от бренного и хрупкого тела, неуязвима и бессмертна. Это может означать, что наше существование, или жизнь будет продолжаться вечно. Только будет меняться состояние и тело, в котором душа может находиться. Здесь же говориться о смысле существования человека. Во многих религиях жизнь является частью некого испытания. По его результатам, будет определяться дальнейшая судьба души.

Любовь к мудрости

Категория: О жизни
Опубликовано: 15.07.2014

Если говорить о философской точке зрения, то надо признать что здесь, куда все более сложно. У великих философов есть рассуждения на эту тему, однако, они сами признавали, что истинного ответа на этот вопрос найти невозможно. Существует довольно избитая фраза – «Я мыслю, значит, я существую». Однако это выражение ни дает четкого отображения действительности. Ведь одно лишь существование нельзя назвать жизнью. Нам точно не известно, может ли мыслить лягушка. Следовательно, этому утверждению, мы не можем точно утверждать, существует ли она. Не говоря уже о том, живет она или нет. Философия это, как известно любовь к мудрости. Она может дать нам необычный дар. Но даже она, не в силах найти ответы на некоторые вопросы. Как говорил руководитель кафедры философии одного из самых престижных ВУЗов страны – «С философской точки зрения невозможно даже доказать, что стул, на котором я сижу, существует. А вы, мои дорогие, говорите о какой-то жизни».

Жизнь клеточного организма

Категория: О жизни
Опубликовано: 15.07.2014

С медицинской точки зрения все достаточно просто. Жизнь это временной цикл, который начинается с момента зарождения живого биологического организма, и заканчивается смертью, когда происходит прекращение основных функций жизнедеятельности. Говоря более простым языком, когда человек, животное или цветок рождается, то есть клеточный организм начинает функционировать – он начинает жить. С медицинской точки зрения жизнь это период времени, пока функционирует наш организм.

Кажущаяся на первый взгляд простота такого объяснения, тем не менее порождает достаточно большое количество вопросов. В обозначении мы специально сделали акцент на том, что речь идет о биологическом организме. Что же тогда сказать об организмах искусственных? Конечно, сейчас подобные дискуссии вызывают возгласы о научной фантастике и прочем, но ведь никто не может отрицать тот факт, что на сегодняшний день, огромное количество людей живет с различными искусственными протезами, в том числе искусственными органами, которые практически полностью заменяют родные, то есть натуральные. При этом развитие науки в этом направлении идет постоянно. Это может означать, что в скором будущем мы сможем иметь дело с полностью искусственными живыми организмами. Можно ли будет назвать тогда их существование жизнью?

Жизнь могла зародиться глубоко под землей

Категория: Возникновение жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Новое исследование «глубинной биосферы» показывает, что первые живые организмы на планете могли появиться глубоко под землей.

Возникновение жизни на Земле – по-прежнему одна из величайших научных загадок. Сейчас все большее число ученых предполагает, что изначально жизнь возникла в небольших разломах подземных скал. Первые организмы получали энергию не от солнечного света, как современные растения, а за счет химических реакций, используя водород и метан. В условиях высоких температур и давления, эти газы выделяются при взаимодействии воды, углекислого газа и распространенного минерала оливина (силикат марганца и железа, (Mg,Fe)2[SiO4]). Этот процесс называется серпентизацией.

Недавно исследовательская группа под руководством Мэтта Шренка (Мичиганский университет, США) описали микроорганизмы, которые обитают на глубине до 5 км, а возможно, и глубже. Весьма вероятно, что они живут в изоляции от всей остальной биосферы уже миллионы, а то и миллиарды лет. Эти бактерии образуют особое подземное сообщество. Они очень сходны генетически, даже если обитают на противоположных сторонах планеты. Такое глобальное сходство наводит на мысль, что эта обособленная форма жизни происходит непосредственно от общего предка всех организмов, который появился примерно 3,5 млрд. лет назад.

Согласно традиционной точке зрения, жизнь возникла в «первичном бульоне» – водах морей или озер на поверхности, но на самом деле это могло произойти в наполненных водой разломах подземных пород. По словам Шренка, «Еще два года назад мы мало знали о подземных микробах и их питании. Однако теперь множество исследований существенно расширило наши представления. Мы узнали о том, какие именно организмы обитают в глубинных слоях. Удивительно, что состав сообществ на всей планете очень сходен – мы везде находим одни и те же виды».

Новое исследование было представлено Американскому Геофизическому обществу в феврале 2014 г. в Сан-Франциско. Авторы сравнили последовательности ДНК у окисляющих водород бактерий, выделенных из подземных пород Северной Америки, Европы, Южной Африки и Японии. К удивлению ученых, они оказались сходными на 97%.

«Птицам или рыбам нетрудно перемещаться на большие расстояния, поэтому сходные виды легко могут оказаться в разных частях земного шара. Однако практически одинаковые микробы на расстоянии 16000 км, в подземных скалах, на огромной глубине, при экстремальных температурах и давлении – это просто поражает воображение!» – говорит Шренк. «Не исключено, что живые организмы могут обитать на глубинах до 10 км. Именно там могла впервые зародиться жизнь».

«Первичный бульон» фигурирует в сценариях происхождения жизни со времен исследований Гарольда Урии и Стэнли Миллера. Они сумели синтезировать химические компоненты клеток (аминокислоты, нуклеотиды) из раствора простых молекул, через который пропускали имитирующие удары молний разряды тока. Однако у такого сценария есть проблемы. Поверхность планеты 3,5 млрд. лет назад подвергалась жесткому ультрафиолетовому облучению, которое быстро разлагало биологические полимеры. А постоянная метеоритная бомбардировка легко уничтожила бы жизнь на поверхности еще до того, как она успела бы развиться в сложные формы.

«Скорее всего, жизнь появилась не в маленьком теплом водоеме (как предполагал Дарвин), а в маленькой теплой подземной трещине, или же в глубинах океана, защищенных от бурных событий на поверхности планеты» – говорит Барбара Шервуд, коллега Шренка из университета Торонто. Подземные микробы используют метан в качестве источника углерода, и водород – в качестве источника энергии. Поэтому они полностью независимы от фотосинтезирующих растений и бактерий на поверхности.

Микробы, выживающие при температурах до 120 градусов Цельсия и давлении 50 атм., наверняка окажутся полезными для промышленности и медицины. Белки, способные функционировать в таких условиях, могут найти практическое применение для многих задач. Изучение глубинной биосферы важно и для астробиологов, разыскивающих жизнь на планетах вроде Марса. Их поверхность малопригодна для живых организмов, но не скрываются ли они в глубинах?

Источник: Independent (http://www.independent.co.uk/news/science/life-on-earth-may-have-developed-below-rather-than-above-ground-reveal-scientists-8991601.html)

Глупо делать то, что не имеет смысла

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 01.12.2014

Люди должны четко обдумывать то, что они делают - осмысливать каждое свое действие и поступок; то, к каким результатам может привести их деятельность. Ведь на человеке лежит огромная ответственность за судьбу всей планеты!

По сути, человек - такая же составная часть биосферы, как и другие живые организмы. Различие состоит лишь в том, что человеку природой дано больше возможностей развивать свои способности: как пример, наделенность его интеллектом, что в последствие стало решающим фактором в эволюции обитателей Земли.

Потому основной человеческой обязанностью является защита и стремление способствовать развитию всего того, что его окружает. Следует прекратить неразумное расточение природных ресурсов и другого вида деятельность, что может непоправимо навредить окружающей среде. Мы живем для того, чтобы, умирая, могли оставить после себя на земле какой-то след, по которому на верный путь сможет стать следующее поколение. Мы должны жить по большей части для себя, но думая и заботясь о других.

Все Человечество на Земле - есть большая общность живых организмов, обладающих разумом. Мы - одна семья. Но ввиду того, что не все это понимают, а когда осознают - зачастую уже поздно, постоянное напряжение и конфликты внутри этой "семьи" не угасают на протяжении всей истории жизни человечества, начиная с того времени, когда человек почувствовал себя особенным, отличенным от других - индивидом. Он начал приписывать себе те права, которыми, по сути, должны обладать все обитатели планеты!

Человек постоянно стремится подчинить себе все и вся, придерживаясь убеждения в своем великолепии и власти, по принципу "подогнуть мир под себя!". Однако, именно таким поведением, люди сами и губят нашу планету, не думая или не акцентируя особого внимания на возможных последствиях и серьезных угрозах этому миру!

Смысл жизни, или верим ли мы в реинкарнацию?

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Человек устроен так, что его всегда манит то, что неизвестно, не имеет доказательств, но не лишено смысла, несет в себе безграничную притягательную таинственность.

Загадки, волнующие практически любого человека - бессмертна ли душа, остается ли что-либо после физической смерти тела?

Вопрос этот исследуется и влечет человечество с момента появления жизни на Земле. Конечно же, мысли о своём вечном существовании в виде субстанции, именуемой в общепринятой религии душой, куда приятнее и слаще для восприятия, чем мысль о том, что смерть – это просто исчезновение, небытие.

В извечных поисках смысла жизни теория о бессмертии души человеческой идеально вписывается в сознание, дает возможность искоренить страхи перед смертью и психологическую уязвимость, четко обрисовать смысловые рамки своего предназначения в этом мире.

Согласитесь, ведь и Вы не раз задумывались о том, а что же дальше, после того, как ваше физическое тело умрет и перестанет функционировать? Для чего мы живём, ежедневно преодолевая превратности судьбы, отстаиваем место под солнцем и идём напролом к достижению своих целей, если в итоге все наши усилия рано или поздно будут оборваны смертью?

Еще издревле философы склонялись к теории перерождения души – реинкарнации. Полнота данной теории заключается в том, что душа бессмертна, она раз за разом возрождается в новой физической оболочке человека, животного или даже растения. Каждое перерождение в новую жизнь является лишь очередной ступенькой в эволюции души. Анимистическое восприятие души, а также полное её отрицание маловерами и приверженцами других теорий дали развитие всевозможным философиям, исследованиям в данной области, которые до сих пор не имеют научного подтверждения, но не могут быть опровергнуты самыми закоренелыми скептиками.

Тем не менее, исследования в этом направлении не стоят на месте, и если уж наука пока не может предоставить четкие и аргументированные непосредственные доказательства реинкарнации, то бесспорным прорывом в изучении стала регрессия в прошлые жизни. Итак, что же такое регрессия? Это воспоминания о прошлых жизнях человеком, погруженным в транс посредством регрессивного гипноза.

Парапсихология, психотерапия и множество других систем и концепций воздействия на человеческую психику уже давно прибегают к использованию регрессивного гипноза. Его актуальность обозначена результатами многочисленных опытов и ратифицируемых фактов, свидетельствующих о существовании глубокой и пассивной памяти человека. Регрессивный гипноз пробуждает эту память, при этом глубина погружения в прошлое не обусловлена рамками данной жизни человека, а выявляет воспоминания предыдущих перерождений, о которых человек в состоянии сознательного бодрствования даже не мог предположить.

Плоды экспериментов посредством регрессивного «сна», несомненно, являются вескими аргументами в пользу теории реинкарнации, однако и они не являются основаниями для неопровержимого доказательства бессмертия души.

Одной из первых громких работ в данной области, вызвавшей бум общественного сознания и внимания, стала работа американского психоаналитика и гипнотизера Раймонда Моуди. Его книга «Жизнь после жизни» стала практически его первым открытым «медицинским дневником», описывающим и подробно рассматривающим клиническую смерть и людей, переживших её.

Из его исследований, описанных в данной книге, следует тот факт, что люди, пережившие клиническую смерть, продолжали отчетливо осознавать происходящее вокруг них. Данное заявление взбудоражило и заинтересовало огромное количество известных в мировой медицине врачей, в компетентности которых мало кто посмел бы сомневаться.

Помимо изучений клинической смерти и возвращения к жизни после нее, Моуди стал остро интересоваться и регрессиями по прошлым жизням. В своих последующих книгах он описывал гипнотические сеансы, проведенные с пациентами, большинство которых, погружаясь в гипноз, путешествовали во времени (по своим прошлым жизням), рассказывая мельчайшие подробности их быта и окружения. Другие, неожиданно для себя и окружающих, начинали разговаривать на разных языках.

Регрессия стала не только таинственной возможностью переплетения реальности с далеким прошлым, но и медицинским способом излечения множества людей, имеющих различные фобии и врожденные болезни.

Пример:
Человек безумно боится высоты, с трудом переносит перелеты и лифты, пребывание в высотных домах и не может понять причины фобии. При помощи регрессии вполне может выявиться, что в одной из прошлых жизней он разбился, упав со скалы.

Врачи активно стали прибегать к практике использования регрессии для выявления причин нарушения психического и физического здоровья пациентов. И хоть научных обоснований, доказывающих реальность реинкарнации, на сегодняшний день нет, они не исключают вероятность ее существования, а также, стараясь использовать любую возможность оказать поддержку пациенту, прибегают к помощи всех возможных способов лечения, даже таких малоизученных и сомнительных, как регрессия.

Сейчас существуют лишь предположения о том, что происходит с мозгом человека, погруженного в сеанс гипноза, а вопрос о том, куда попадает человек и его сознание, остается открытым до сих пор.

Имеется немало мнений, что регрессия открывает заблокированную часть памяти, хранящую информацию из прошлых жизней, но бытует и такое мнение, что все происходящее во время сеанса, - это лишь гремучая смесь фантазии и сознания пациента.

Изучение регрессии продолжается. Количество необъяснимых фактов возрастает. Верить или нет - это право каждого, однако, как показывают исследования, не исключено, что мы на пороге нового открытия. Если ученые докажут реальность регрессии в прошлые жизни, а следовательно, и саму реинкарнацию, то это будет не только прорывом в медицине, но и полным переворотом всего мировоззрения человечества.

Вопрос лишь в том, если нашу память таким тщательным способом блокируют высшие силы и разумы, стоит ли идти им наперекор, и какую цену мы за это заплатим.

О смысле жизни

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом жизни? Никто не говорит, что ответить на этот извечный вопрос легко, возможно, ответа вообще не существует, а, возможно, у каждого человека имеется свой собственный, одному ему ведомый смысл его собственного существования. Впрочем, высказываются и такие парадоксальные идеи, что жизнь якобы вообще не имеет смысла. Как вам такая постановка вопроса? Получается, что мы все тут коптим небо, ведя совершенно бессмысленное существование. Ну, как-то не очень хочется мириться с этим. Или вы не согласны?

По мнению некоторых психологов, над смыслом жизни задумываются только те индивидуумы, у которых дела идут не слишком хорошо. А счастливчики такими вопросами вообще не задаются. Впрочем, это, безусловно, вопрос спорный, человек тем самым и отличается от всех прочих живых обитателей нашей планеты, что постоянно задает себе вопросы и ищет на них ответы. Подтверждением данной мысли является тот факт, что все люди, от которых этот самый смысл ускользает, чувствуют себя глубоко несчастными и часто заканчивают жизнь, по собственному желанию отказываясь от нее.

Выходит, что каждый из нас рано или поздно задает себе вопрос, зачем он живет. Некоторые убеждены в том, что их смысл в максимальной самореализации, то есть они ставят себе цели, которых достигают, гордятся собственными успехами, а потому счастливы. Главное, по достижении одной цели успеть поставить новую, еще более значимую цель, чтобы дальнейший путь не оказался бесцельным. Другие прилагают массу усилий для того, чтобы оставить после себя след, если не в материальном, то хотя бы в интеллектуальном плане.

Отдельные личности видят смысл жизни в совершенствовании собственного тела, спорте, красоте, ведении здорового образа жизни. Их цель - как можно дольше сохранить бодрость, здоровье, привлекательность. Однако есть и такие индивидуумы, которые считают, что этот мир создан только для того, чтобы они получали в нем удовольствия, в этом их смысл жизни. Эти люди живут одним днем, но стараются в течение этого дня получить максимум возможного. Мы никого не осуждаем, человек имеет право реализовывать свою жизнь именно так, как он сам считает нужным.

Нельзя не упомянуть и о тех людях, смысл жизни которых заключается в достижении власти. Их цель любыми средствами доказать всем, что они способны побиться на самую вершину, и они согласны пожертвовать многим только для того, чтобы этой вершины достичь. Однако таких людей к счастью не слишком много, иначе везде шла бы постоянная борьба за место на очередной ступеньке лестницы, причем, борьба кровавая, как говорится, не на жизнь, а на смерть, ведь ступенька, ведущая к вершине, это смысл жизни.

Зато людей, видящих смысл своего существования в заботе о близких, родных и любимых людях, гораздо больше. Родители живут ради своих детей, но не забывают и о собственных родителях, которые видят смысл жизни в том, чтобы у их потомства все было хорошо. Наверное, это самое позитивное направление размышлений по поводу смысла жизни, приоритетами которого становятся такие этапы, как традиционные: сын, дом, дерево, которых надо родить, построить, вырастить.

Вот сколько смыслов, из которых каждый может выбрать тот, который приходится по душе именно ему. Вы уже выбрали? Впрочем, есть еще одно мнение, которое мы никак не сможем обойти молчанием. Глубоко религиозные люди убеждены не только в том, что их душа бессмертна, но и в том, что смысл данного существования заключается в духовном совершенствовании. То есть, эта жизнь – не что иное, как ступенька к будущему блаженству.

Мы не ставим себе цель кого-то разубеждать или убеждать, однако предлагаем рассуждать с тех позиций, на которых мы сегодня стоим. Никто же не станет спорить с тем, что наш мир материален, тому есть множество научных подтверждений. Мы все приходим в этот мир, не помня своего прежнего существования, если оно, безусловно, было. Как бы то ни было, нам о нем ничего не известно. Следовательно, это наше существование можно считать единственным.

Если какая-то другая жизнь и будет, и нам удастся сохранить все воспоминания об этой нашей теперешней жизни, как это сможет повлиять на нее? Ну, подумайте сами. Мы не отрицаем существования высшего разума, то есть бога. Но разве весь этот мир создан для того чтобы нас воспитывать и перевоспитывать? Даже страшно представить, сколько сил пришлось бы затратить высшему существу, чтобы создать такую многогранную полную противоречий реальность, каким является наш мир, и при этом держать наши поступки под контролем.

А что, если жизнь – это просто шанс, что-то, напоминающее этап компьютерной игры, весь смысл которого заключается просто в том, чтобы жить?

Ребенок как смысл жизни

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Бездетная семья, как правило, вызывает сочувствие и часто окружающие жалеют супругов, которые не имеют детей. Те семьи, которые лишены потомства по причине болезни, охотно усыновляют детей. Наверное, абсолютное большинство семей создаются с целью продолжения рода. Конечно, здесь не имеются в виду семьи, которые возникают «по залету», но большинство из них. Когда появляется ребенок, то искренне верят, что именно его они и хотели. Женская половина, вообще, часто рассматривает брак как повод и основание для реализации могучего инстинкта материнства. Мужчины тоже понимают, что должны иметь наследника и продолжателя рода, и гордятся своими детьми не меньше, чем матери. Любимые хобби – футбол, рыбалка, автомобиль, чаще всего отступают перед новым хозяином жизни, новым центром семьи. А потом та же рыбалка, футбол, автомобиль, но вместе с наследником! И каждая девочка – принцесса, для которой папа должен быть добрым и заботливым королем, мудрым волшебником.

«На земле и после нас будут жить люди, но это будут не наши дети» - это понимает каждый. Наши дети – это мостик, перекинутый нами в будущее. Они будут помнить, и любить нас, пока живы.

Рождение ребенка, особенно первого – переломный момент в жизни каждой семьи, праздник, событие, которое запоминается на всю жизнь и определяет ее на все будущее. Теперь мы знаем, что не зря пришли в этот мир, что мы надолго останемся в будущем. Большой праздник – появление малютки, продолжается чередой маленьких праздников: первая улыбка, первый зубик, первый шаг, первое слово.

Жизнь приобретает новый смысл, новую цель, новое звучание. Та близость, что возникает между супругами, их близость к родителям, не говоря о друзьях, меркнут перед близостью с ребенком. Влюбленная женщина и влюбленный мужчина считают своего избранника или избранницу самым лучшим человеком на земле, но с появление ребенка понимают, что ошибались и самый лучший – это ОН. Потеря родителей – естественная, хотя и страшная часть жизни, потеря супруга – трагедия, потерю ребенка трудно пережить.

Ребенок растет, и мы с радостью видим в нем самих себя, правда, в улучшенном варианте – пусть это немного и обидно, но так и должно быть – новое всегда должно быть лучше старого. Мы стараемся, чтобы он избежал наших ошибок и достиг того, что не смогли достичь мы. Мы надеемся, мы уверены, что он будет счастливее нас, и всеми силами стараемся обеспечить это, потому что знаем – счастье ребенка - наше счастье. Его несчастье – тоже наше.

Помочь ребенку, сделать ему приятное, уделить ему время, в котором мы так нуждаемся – для нас не обязанность, не жертва, но радость, наслаждение. Вынужденные иногда наказывать его, мы испытываем дискомфорт, наверное, сравнимый с дискомфортом наказуемого. Мы готовы лишить себя самого необходимого, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Американцы говорят, что самые выгодные вложения – это вложения в детей. Мы вкладываем, не считая и нисколько не рассчитывая на прибыль.

Мы стараемся научить ребенка, прививаем ему простейшие житейские навыки и радуемся, когда видим, как он усваивает наши немудрящие уроки. И в то же время сами открываем в жизни неожиданные стороны – и ребенок тоже по-своему учит нас.

Устраивая детям праздники, мы устраиваем праздники и себе, даря детям подарки, мы радуем себя. Ребенок – это тот, кто никогда не предаст, тот, кто всегда придет на помощь в трудную минуту, тот, кто, в конечном итоге, придает смысл нашей жизни.

В чем смысл жизни?

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 09.07.2014

Каждый человек рано или поздно задает себе этот вопрос, и чаще всего не находит на него ответа. Для чего мы рождаемся на свет, если всех нас ожидают болезни, страдания, разочарования и смерть? Одни видят смысл жизни в продолжение рода, воспитании детей, но тогда чем мы отличаемся от животных? Они тоже размножаются. Другие в благополучии. Учатся, работают не покладая рук, всеми способами зарабатывают себе богатство. И что в итоге? Жизнь коротка и все эти богатства не заберешь с собой в могилу. Говорят же - не в деньгах счастье.  Богатые тоже плачут! В чем же смысл жизни? Рождение, расцветание, увядание и смерть. Всех нас ждет одно и то же. Все мы всю жизнь о чем-то мечтаем, ставим перед собой задачи, реализуем их. Куда-то всегда спешим. А в конце жизни понимаем, что жизнь пролетела так быстро, а вспомнить-то особо и не чего. Так, короткие яркие моменты счастья, горести и неудачи. Полностью все прожитое и вспомнить-то не удается. Для чего тогда все это? Некоторые люди видят смысл жизни в познании себя, людей, мира. Испытывая при этом радость и счастье. 

Радость от доброго дела становится опорой, придающей уверенность. Оптимизм, желание жить, совершенствоваться и изменять жизнь к лучшему. Человек, приносящий пользу другим своими поступками и образом жизни, может и не знать достойного ответа на вопрос, а просто чувствует его в каждой улыбке близкого, в каждом слове благодарности, в каждом совершенном добром деле. У каждого человека это происходит по-своему.  Каждый из нас находится на своем уровне развития.  И многие из нас вообще не задаются этим вопросом. Просто живут, не думая о том, что своей бессмысленной жизнью они укорачивают ее, вредят сами себе.  Ведь человек, не видевший смысла в своей жизни, не дорожит ею, превращая себя в «инвалида», не умеющего самостоятельно думать и решать свои проблемы, и быть ответственным за свое духовное и физическое состояние, то есть быть в гармонии с самим собой. Выбор смысла жизни для каждого человека зависит только от самого себя. Иначе он превратится в раба, зависимого от других людей, их мнений, убеждений. Тем самым разрушая свою жизнь, здоровье и отношение с теми, кто рядом.

Философия даосизма

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 07.09.2017

Философский даосизм представлен авторским творчеством Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.), Ян Чжу (прибл.440-334 до н.э.), Лецзы (VI в до н.э.), Чжуанцзы (ок.369-ок.286 до н.э.), авторов “Хутайнаньцзы” (II в. до н.э.), в произведениях “Даодэ цзин”, “Лецзы”, “Чжуанцзы”, “Хуйнаньцзы” (сочинения Ян Чжу утрачены).

Основоположником даосизма является Лаоцзы. В IV - III вв. до н.э. свое понимание места неба в жизни людей развивали представители даосизма. В книге "Дао дэ цин" небо рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо состоит из мелких и легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. Безымянное есть начало неба и земли. Они, по крайней мере, нейтральны по отношению к человеку.

Небо и Земля не обладают человеколюбием и представляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Изменения в мире происходят естественно. Они зависят от дао и материализуются в дэ. Подчинен им и человек. "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".

Дао - это праотец всех вещей, хотя оно и пусто, но в применении неисчерпаемо. Дао бестелесно, туманно, неопределенно. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы, которые обладают высшей действительностью и достоверностью. Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао - корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Оно порождает небо и землю.

Дао находится везде, в том числе в телах червя и муравья, в маленьком зародыше. Без дао тела не рождаются, а без дэ не проявляется их жизнь. Дэ - это та частица, благодаря которой материализуется дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их. Среди сущего нет ничего, что бы не почитало дао и не ценило дэ. Дэ - это опредмечивание, конкретное проявление дао в вещах и в поведении человека.

Древнекитайская философия в области онтологии обращалась в основном вокруг неба, всякий раз видоизменяя его понимание и роль в зависимости от складывающихся социально-политических отношений. Небо было той стихией, под воздействием которой проходила жизнь китайца, включенного в определенную государственную систему. Взгляды даосистов, соединивших в одну систему все элементы объяснения мира и развития природы,  ранее выдвигавшиеся различными философами,  явились серьезным прогрессом в становлении  материалистического взгляда на природу в Древнем Китае.

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о дао. Дао – символ “дороги, по которой идёт человек”, символ “пути” в прямом и в переносном, обобщённом смысле. В философии даосизма говорится о всеобщем и неизменном естественном “пути” неба, природы, человека. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек - истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность - поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это - мудрецы мнимые.

Нарушая законы "естественного дао", они принуждают людей к почтению и с этой целью придумывают различные нравственные категории вроде "добродетели", "гуманности", "почтительности" и т.д. Все это ложные знания и "начало невежества". Когда устранили великое дао, появились "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.

Мудрствование, по мнению Лао-цзы, - это источник зла. Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда народ будет счастливее во сто крат. Ибо народу нужно не "мудрствование", являющееся источником зла, а свобода, дающая ему возможность жить, как он сам желает. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Для счастья человеку нужно только одно: соблюдать естественные законы дао, следовать течению жизни, не создавать "красивых вещей", то есть предметов роскоши. Только таким образом можно избавить народ от несчастий и бедствий.

В отличие от Лао-цзы,  отбросившего одухотворение  природы,  Чжуан-цзы  (369—286 до н. э.), настоящее имя — Чжуан Чжоу, делает  шаг назад,  привнося в космологию элементы мистицизма. Дао у Чжуан-цзы присущи "стремления и искренность".  "Оно одухотворило духов и верховного владыку неба, оно породило небо и землю". Развивая взгляды Лао-цзы, Чжуан-цзы отрицает могущество неба, приравнивает человека небу и даже отождествляет их:  то, что называю небом, есть человек,  а то,  что называю человеком, есть небо. И далее: "Небо и человек не превосходят друг друга".

Чжуан-цзы заимствовал идею Ян Чжу,  который отождествлял судьбу с фатальной необходимостью,  вытекающей из естественного  хода  развития мира,  который нельзя предотвратить.  "Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить". Противоречивое сочетание элементов фатализма и абсолютного релятивизма во взглядах Чжуан-цзы усилило мистические настроения в даосизме.

Одновременно во  взглядах Чжуан-цзы слышатся отголоски и традиционных идей о небе,  заметное влияние конфуцианских мотивов о предопределенности всего сущего небесной судьбой.  "Смерть и жизнь - это неизбежная судьба.  Они также естественны,  как естественна  постоянная смена  ночи  и дня".  Человек не может постичь небесную судьбу, заключает Чжуан-цзы. Он индивидуализирует познание дао, т. е. процесс и конечный результат постижения характера существования мира, вплоть до субъективного подчинения окружающей действительности.

Субъективную безучастность он рассматривает прежде всего как избавление от эмоций и заинтересованности. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в дао и их нельзя сравнивать. Всякое сравнение — это подчеркивание индивидуальности, частности и поэтому односторонне. Знание истины, истинности не дано познающему человеку: «Бывает ли так, что кто-то прав, а другой ошибается, или так, что оба правы или оба ошибаются? Это невозможно знать ни вам, ни мне, ни другим людям, ищущим истину во мраке». «О чем-то говорим, что оно истинно. Если бы то, что есть истинность, должно было быть таким с необходимостью, то не нужно было бы говорить о том, чем оно отличается от неистинности».

Чжуан-цзы при всем своем скептицизме выработал метод постижения истины, в результате которого человек и мир образуют единство. Речь идет о необходимом процессе забывания (ван), который начинается от забвения различий между истинностью и неистинностью вплоть до абсолютного забвения всего процесса постижения истины. Вершиной является «знание, которое уже не является знанием».

Позднейшая абсолютизация этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в IV в. и особенно в V в. н. э.

Ле-цзы является следующим из даоских текстов и приписывается легендарному философу Ле Юйкоу (VII—VI вв. до н. э.); был записан примерно в 300 г. до н. э.  Вэнь-цзы (VI в. до н. э.) был якобы учеником Лао-цзы и последователем Конфуция.

Источник: Открытая реальность.

Будда – цель буддизма

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 05.06.2017

Первое из буддийских прибежищ – в самом Будде. В следующих четырех частях этого курса мы рассмотрим фигуру Будды и исследуем, что может означать «обращение к Прибежищу в Будде», пытаясь прорваться через странные и, возможно, чуждые нам слова к опыту, на который они указывают.

Важность Будды не в том, кем он был, а в том, что он из себя представлял. «Будда» – не имя, это титул, означающий «тот, кто пробужден». Значение Будды для буддистов проистекает из того факта, что он пробудился: он достиг состояния, которое мы называем Просветлением. Будда – тот, кто пробудился от подобного сновидению состояния, в котором мы существуем, к истинному опыту реальности.

В следующем тексте Сангхаракшита объясняет некоторые моменты значения слова «Просветление», рассказывая нам, в чем заключалась важность Будды. По мере объяснения он проясняет некоторые частые заблуждения по поводу природы Будды и его места в буддизме. Он также, возможно, дает нам ключ к тому, как «обращение к Прибежищу в Будде» может стать лекарством от лежащей в основе нашего бытия дуккхи (страдания или неудовлетворенности), потому что это означает вверение себя осознанию нашего собственного духовного потенциала, что является единственным путем к истинному счастью.

Идеал человеческого просветления

(Сокращенный текст «Идеала человеческого просветления» Сангхаракшиты).

Даже те люди, которые совсем ничего не знают об учениях буддизма, по крайней мере, видели изображение Будды. Что изображено на этих картинах? Человек в расцвете жизни, хорошо сложенный, приятной внешности. Он сидит со скрещенными ногами под деревом. Его глаза наполовину закрыты, на губах – улыбка. Фигура производит впечатление крепости, устойчивости и силы. Она производит впечатление абсолютного покоя, абсолютного самообладания. Но что привлекает нас больше всего, это его лицо, потому что оно выражает нечто, что трудно определить словами. Когда мы смотрим на него, возможно, даже концентрируемся на нем, мы видим, что это лицо живое, оно сияет, и в этом свете мы видим отражение неизмеримого знания, безграничного сострадания и неописуемой радости.

Вот такова фигура, образ Будды, Просветленного. Обычно он представляет собой исторического Будду Гаутаму, «основателя» буддизма, великого индийского учителя, который жил приблизительно за пять столетий до Христа. Но этот образ также обладает значимостью в более широком смысле. Он представляет собой идеал человеческого Просветления.

Просветление человека – центральная тема буддизма. Это именно то, в чем в своей основе заинтересован буддизм – как в теории, так и на практике. На самом деле, это то, в чем в основном заинтересован и сам буддист. Следовательно, в этой лекции мы попытаемся понять, что подразумевается под Просветлением в целом и в частности, что подразумевается под «человеческим Просветлением». Так появляются три вопроса:

1. «Что такое Просветление, или состояние Будды?»

2. «Откуда мы знаем, что это состояние, которое мы называем Просветлением, идеал для человека?»

3. «Где берет начало этот идеал просветления? Из какого источника он проистекает?»

 

Что такое Просветление?

Буддийская традиция утверждает, что Просветление заключает в себе главным образом три вещи. Прежде всего, о Просветлении говорится как о состоянии чистой, ясной, всегда сияющей осознанности. Некоторые школы заходят так далеко, что говорят, что в этом состоянии осознанности больше не переживается двойственность субъекта и объекта. Нет ни ничего «внешнего там», ни «внутреннего здесь». Это различение, субъектно-объектное различение, как мы обычно его называем, полностью преодолевается. Есть только одна непрерывная, чистая, ясная осознанность, распространяющаяся во всех направлениях, чистая и однородная. Более того, это осознавание вещей как они есть на самом деле, что означает, конечно, не вещи в смысле объектов, но вещи в преодолении двойственности субъекта и объекта. Поэтому об этой чистой, ясной осознанности также говорится как об осознавании реальности, и, следовательно, это также состояние знания.

Это знание – не знание в обычном смысле, не знание, которое функционирует в рамках двойственности субъекта и объекта, но скорее состояние прямого, непосредственного духовного видения, которое видит все вещи прямо, ясно, отчетливо и истинно. Это духовное видение, даже Запредельное видение, свободное от всех омрачений, всех неверных представлений, всего неправильного, искривленного мышления, всей неопределенности, всего непонятного, всей умственной обусловленности, всех предрассудков. Таким образом, прежде всего Просветление – это такое состояние чистой, ясной осознанности, это состояние знания или видения.

Во-вторых, о Просветлении говорится как о состоянии сильной, глубокой, бьющей через край любви и сострадания. Иногда эта любовь сравнивается с любовью матери к единственному ребенку. Это сравнение появляется, например, в очень известном буддийском тексте под названием «Мета-сутта», «Рассказ о любящей доброте». В этом повествовании Будда говорит:

«Как мать защищает своего единственного сына даже ценой собственной жизни, так следует развивать ум, исполненный всеохватывающей любви ко всем живым существам».

Такое чувство, такое отношение мы должны взращивать. Вы видите, что Будда говорит не только обо всех человеческих существах, но обо всех живых существах: всем, что обладает чувствами. Вот такое чувство испытывает просветленный ум. И эта любовь и сострадание заключаются в сердечном желании, глубоком, жгучем желании их благополучия и счастья – желании, чтобы все живые существа освободились от страданий, от всех затруднений, чтобы они могли расти и развиваться и в конце концов обрели Просветление. Такие любовь и сострадание – бесконечные, бьющие через край, безграничные, направленные на всех живых существ – это также часть Просветления.

В-третьих, Просветление заключается в состоянии или переживании неистощимой умственной и духовной энергии. Энергия – это качество состояния Просветления. Состояние Просветления – состояние огромной энергии, абсолютной спонтанности, постоянно бьющей ключом, состояние непрерывной творческой активности. Состояние Просветления – состояние совершенной, необусловленной свободы от любых субъективных ограничений.

Вот так обычно описывается Просветление. Но, конечно, Просветление на самом деле нельзя передать словами или разделить на части. Что происходит на самом деле, так это то, что знание переходит в любовь и сострадание, любовь и сострадание – в энергию, энергия – в знание и т.д. В действительности мы не можем отделить один аспект от других. Тем не менее, мы традиционно даем этот «расписанный» вариант Просветления, чтобы передать некий намек на опыт, дать некоторое представление или чувство, на что это походит.

Если мы хотим получить об этом более полное представление, тогда нам нужно, возможно, прочесть какой-нибудь более расширенный, поэтический рассказ, предпочтительно из буддийских писаний, или нам придется заняться практикой медитации и попытаться получить по крайней мере проблеск состояния Просветления в медитации. Итак, когда в буддизме говорят о Просветлении, состоянии Будды или нирване, вот что это означает: это означает состояние высшего знания, любви и сострадания, и энергии.

Откуда нам известно, что это состояние Просветления – идеал для человека?

Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, нам придется определить различие между двумя видами идеала – «естественными идеалами» и «искусственными идеалами». Естественный идеал – это идеал, который принимает во внимание природу вещи или человека, для которых он является идеалом. Искусственный идеал, напротив, не делает этого. Искусственный идеал навязывается извне, в искусственной манере.

Используя это различение, мы можем сказать, что Просветление – не искусственный идеал. Это не что-то, навязанное человеческим существам извне, что-то, что не принадлежит нашей природе или не согласуется с ней. Просветление – естественный идеал для человека, или даже просто естественный идеал. В нем нет ничего искусственного, ничего произвольного. Это идеал, который соответствует нашей природе и нашим потребностям.

Мы узнаем об этом двумя способами. Я уже говорил о природе Просветления, и это, очевидно, казалось вам чем-то очень редким, далеким от нашего опыта. Но качества, которые составляют Просветление, на самом деле уже присутствуют в человеке в зародышевой форме. Они не являются чем-то совершенно чуждым для нас. В каком-то смысле они естественны для человеческих существ. В каждом мужчине, в каждой женщине есть некое знание, некое переживание реальности, каким бы слабым и далеким оно ни было, некоторое чувство любви и сострадания, какими бы ограниченными и выборочными они ни были, и некая энергия, какой бы грубой и неочищенной, обусловленной и принужденной она ни была. Все эти качества в некоторой степени уже здесь.

Но в состоянии Просветления эти качества полностью и в совершенстве развиты, до такой степени, которую мы с трудом в состоянии вообразить. Именно поэтому, поскольку качества знания, любви и энергии уже присутствуют внутри нас, в какой бы зародышевой форме они ни находились, мы естественным образом близки к Просветлению и можем откликнуться на идеал Просветления, когда встречаемся с ним. Таким образом, даже когда кто-то говорит в терминах абсолютного знания, видения реальности, или в терминах безграничной, беспредельной любви и сострадания ко всем живым существам, это не нечто совершенно чуждое нам, это не просто многочисленные слова. Мы можем что-то почувствовать. И именно потому, что зародыш, семя уже здесь, в нашем переживании, мы можем откликнуться на идеал Просветления, где бы и когда мы с ним не встретились, даже если мы встречаемся с ним в относительно слабой, ограниченной или искаженной форме.

Мы также знаем, что Просветление – естественный идеал для человеческих существ, поскольку в нашей постоянной гонке нас в действительности не удовлетворяет ничто другое. Мы можем испытать все виды удовольствий, достичь чего угодно, но рано или поздно мы все же почувствуем, что что-то внутри нас не удовлетворено. Это то, что в буддизме называют дуккхой – неудовлетворенностью или даже страданием.

Традиционно говорится о трех формах дуккхи. Первую мы называем просто «страданием страдания». Очевидно, что мы страдаем, если порезали палец, если кто-то огорчает или разочаровывает нас, например. Это вид страдания, которое просто является страданием. Затем есть то, что называют «страданием перемен». У нас есть что-то, мы наслаждаемся этим, мы получаем от этого большое удовольствие, но по самой своей природе это не может длиться долго. И поскольку мы наслаждались этим и привязались к нему, появляется страдание. Это страдание, которое появляется в результате измерения, течения времени. Далее, есть «страдание самого обусловленного существования»: в конечном счете страдание от всего, что не является Просветлением. Даже если мы обретаем вещи, даже если мы владеем и наслаждаемся ими, в нашем сердце все еще есть уголок, где есть неудовлетворенность, которой хочется что-то еще, дальше и больше. И это «что-то» мы называем Просветлением.

Итак, и по этой причине мы также знаем, что Просветление – естественный идеал для человека, потому что его в конечном счете не удовлетворяет ничто иное. Персонифицируя идеал Просветления и заимствуя богословский язык Св. Августина, мы можем сказать: «Ты создал нас для себя, и наши сердца не успокоятся, пока не обретут покой в тебе».

Откуда берет начало идеал Просветления?

Идеал берет начало в самой человеческой жизни, в человеческой истории. Он не может произойти откуда-то еще. Идеал для человека, можно сказать, может иметь источником только человеческое существо. И если мы оглянемся на историю, мы увидим различных людей, которые действительно достигли Просветления, преодолели пропасть между реальностью и идеалом. Если мы оглянемся на историю, мы увидим людей, которые являются живым воплощением этого идеала.

В частности, мы увидим фигуру юного индийского аристократа, который около 2500 лет назад обрел Просветление, или, как говорят буддийские писания, Бодхи, что означает «знание» или «пробуждение». Он был тем, кто после достижения этого состояния Просветления стал у истоков великого духовного переворота, великой духовной традиции, которую мы теперь называем буддизмом.

Заблуждения

Здесь мне хотелось бы прояснить определенные заблуждения по отношению к Будде. В начале этой лекции я сказал, что даже человек, не являющийся буддистом, по крайней мере видел изображение или картину Будды и, возможно, знаком с ними довольно близко. Однако, хотя, может быть, он и видел его много раз, у него может не быть четкого представления о том, что это изображение символизирует; он может не знать, кем или чем является Будда.

В действительности у многих людей существуют довольно серьезные заблуждения относительно него. В частности, есть два главных заблуждения: во-первых, что Будда был обычным человеком, во-вторых, что Будда был Богом. Оба эти заблуждения являются результатом мышления, сознательного или бессознательного, в теистических терминах, то есть в терминах персонифицированного Бога, который создал вселенную и управляет ею своим провидением.

Для ортодоксального христианства Бог и человек – это полностью различные существа. Бог – создатель. Человек – создание. Человек никогда не сможет стать Богом: такая идея была бы лишена смысла. Следовательно, ортодоксальные христиане, встречаясь с личностью Будды, классифицируют его как обычного человека, по сути такого же, как любой другой, даже как грешного человека, хотя, возможно, и лучше, чем большинство людей.

Второе заблуждение возникает из первого. Вы часто можете прочитать в книгах, даже теперь, что после смерти Будды последователи «обожествили» его или сделали из него Бога. Об этом свидетельствует, говорят нам, тот факт, что буддисты поклоняются Будде, а поклонение, несомненно, причитается лишь Богу. Если вы поклоняетесь кому-то или чему-то, христианин неизбежно подумает, что мы относитесь к чему-то или к кому-то как к Богу.

Теперь оба эти противоречия можно прояснить довольно легко. Все, что нам нужно сделать, – освободиться от обусловленности христианством, которое влияет, по крайней мере, бессознательно, даже на тех, кто больше не считает себя христианами. Нам нужно прекратить попытки думать о Будде в терминах, которые на самом деле не являются буддийскими.

Новая категория

Так кем или чем был Будда? Как о нем думают буддисты? Как он думал о себе? Прежде всего, Будда был человеком, человеческим существом. Но он не был обычным человеком. Он был Просветленным человеком: человеком, который был живым воплощением совершенного знания, безграничной любви и сострадания и неистощимой энергии. Но он не родился выдающимся. Он стал выдающимся в результате своих собственных человеческих усилий сделать действительным то, что было в нем в качестве потенциала. Поэтому буддизм различает две большие категории: категорию обычного человека и категорию Просветленного человека.

Хотя пропасть между ними не столь ощутима, как пропасть между Богом и человеком в христианстве, расстояние между ними очень велико, и требуются огромные усилия, чтобы преодолеть эту бездну. На самом деле многие буддисты верят, что эти усилия должны прикладываться на протяжении многих жизней, будь то на земле или в высших сферах. По этой причине считается, что Просветленный человек составляет независимую категорию существования. Просветленный считается высочайшим существом во вселенной, даже высшим, нежели боги. По этой причине Просветленному поклоняются. Ему поклоняются в благодарность за то, что он стал примером, показав путь, показав нам, чем мы тоже способны стать. Другими словами, Будде поклоняются не как Богу, но как учителю, давшему пример, как проводнику.

В связи с этим к Будде Гаутаме часто обращаются как к «старшему брату мира» или «старшему брату человечества», потому что Он первым обрел духовное рождение, а мы обретаем его вслед за ним. Иногда Будду сравнивают с первым цыпленком, появившимся в выводке. Этот первый цыпленок начинает стучать в скорлупу других яиц своим клювиком, помогаю другим цыплятам появиться на свет. И поэтому, говорят нам, Будда похож на этого первого цыпленка. Он первый, кто вылупился из скорлупы неведения, скорлупы духовной тьмы и слепоты, и затем он стучит в нашу скорлупу, он пробуждает нас своим Учением, Он помогает нам появиться на свет.

Исходя из этого, можно увидеть, что буддийская концепция о Просветленном представляет собой категорию, для которой нет эквивалента в западной религиозной традиции. Он ни Бог, ни человек в христианском смысле. Он даже не человек-без-Бога, человек, предоставленный самому себе в отсутствие Бога. Он что-то среднее, что-то выше. Возможно, лучше думать о Просветленном в терминах эволюции. Человек – животное, но в то же самое время нечто бесконечно большее, нежели животное. Подобно этому, Будда – человек, но он не обычный человек. Он Просветленный. Он также представляет собой новую категорию существования: человеческое существо, но в то же самое время бесконечно большее, чем человеческое существо: Просветленное человеческое существо, Будду.

Выводы

Давайте, как мы уже начали, сделаем выводы относительно личности Будды Гаутамы. Он сидит под деревом бодхи, несколько недель спустя после его великого пробуждения. Согласно одному из старейших повествований, в это время он охватил весь мир, все человечество своим духовным видением, или тем, что называется его «божественным оком».

И, смотря так, он увидел человечество как большой пруд, полный лотосовых цветов. Он увидел, что некоторые цветы глубоко увязли в грязи, в то время как другие наполовину поднялись из воды. Некоторые стояли над поверхностью воды, совершенно чистые. Другими словами, он увидел всех человеческих существ на различных ступенях их развития. И именно так буддизм с тех пор рассматривает человечество: как клумбу растений, которые могут дать побеги, как побеги, которые могут дать почки, как почки, которые могут распуститься цветами, лотосовыми цветами, даже лотосом с тысячей лепестков.

Но для того, чтобы расти, для того, чтобы развиваться, человеческие существа должны иметь что-то, во что они вырастут. Они не могут расти бессознательно, как растения, они должны расти сознательно. На самом деле, для человеческих существ рост означает рост сознания, рост в осознанности. Вот почему человеку нужен идеал для себя как для человеческого существа. Более того, это должен быть идеал не искусственный, но естественный, не навязанный ему извне, но внутренне присущий его собственной природе, глубине его собственного существа: идеал, который на самом деле представляет собой завершенность его природы в глубочайшем из возможных смыслов. Именно об этом идеале, идеале человеческого Просветления, я пытался вам рассказать.

Источник: Буддаяна – Путь Будды

Сходство религий мира: каковы его причины?

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 11.12.2014

Все, кто хоть немного разбирается в нескольких или по крайней мере в двух различных религиях, непременно заметит в них довольно многочисленные сходства во множестве аспектов. И тогда у наиболее любопытных людей закономерно возникает вопрос о том, почему же все религии так похожи.

Для того, чтобы в этом разобраться, сперва нужно обозначить наиболее характерные черты, которые являются общими в различных мировых и, напротив, редких и малоизвестных религиях.

Общие черты различных религий

Сходство 1. Творец. В монотеистических, деистических и политеистических религиях одним из наиболее важных моментов сказаний и учений является описание сотворения мира, а также — сверхъестественного существа или нескольких существ, которые таким сотворением самолично и целенаправленно занимались.

Согласно некоторым религиям Бог или боги принимали участие в дальнейшей судьбе сотворенного ими мира, в иных же религиях они после данного действа и до сих пор остаются просто наблюдателями или даже вовсе безучастными к жизни их творения, но главная суть неизменна: все религиозные люди считают, что Вселенная не образовалась самостоятельно, а была кем-то «сделана». По меньшей мере, мир был «заведен» подобно механизму неким «первотолчком», который и совершили «высшие существа».

Сходство 2. Сила божеств. Говоря о тех, кто сотворил весь видимый громадный мир или «завел» его, верующие подразумевают, что сделано это было кем-то, кто значительно превосходит по своей силе, уму и другим качествам как абсолютно всех людей, так и, тем более, зверей и птиц.

Сходство 3. Бессилие людей перед творцом мира. Это характеристика, которая логически вытекает из описанного выше свойства №2. Люди не имеют возможности диктовать свою волю «Богу» и прочим сверхсуществам.

Сходство 4. Практически во всех религиях, за исключением, пожалуй, деистических направлений, где творец просто смотрит на созданный им мир со стороны, от адептов требуется жесткое подчинение требованиям Бога или богов, а в подавляющем большинстве случаев это должно быть не просто подчинение, покорность, а поклонение, восхищение и нередко даже любовь к такому существу до глубины своей души. Считается (особенно в религиях монотеистических), что верующий обязан любить своего Бога, демонстрировать ему и окружающему обществу свою покорность и даже получать удовольствие от своего приниженного по сравнению с «Господом» (а иначе — попросту господином) положения.

Существуют и другие, не столь значимые, но тоже заметные сходства в разных религиях, например, такие:

  • наличие у Бога или богов более низких по рангу помощников (это ангелы, низшие боги, иные существа);
  • наличие у верующих особенной — «священной» литературы;
  • наличие свода правил поведения, обращения с телами усопших и пр.;
  • прямое общение Бога или богов со своим народом или отдельно взятыми людьми (за исключением деистических религий, образовавшихся больше как протест против приверженцев религий ортодоксальных);
  • ожидание конца «этого мира», возникновения в будущем нового уклада жизни;
  • наличие у Бога сына, рожденного тем или иным путем, или, по крайней мере, избранного пророка или мессии и тому подобные характерные черты.

Причины сходства религий различных народностей

Главными причинами сходства различных религий, появлявшихся в разное время по всему Земному шару, являются следующие факты.

Факт 1. Имеет место сходство особенностей мышления у всех людей вида «гомо сапиенс». Способ познания мира «запрограммирован» в человеке. Это приводит к сходным реакциям на непонятные природные явления и на «священные тексты».

Факт 2. Цель создателей любого религиозного течения — организация и подчинение маленькой или большой группы людей. Человек — иерархическое существо. Он соглашается подчиняться сильному лидеру.

Факт 3. Люди не желают умирать. Строгий, но любящий Бог предлагает спасение, что побуждает людей еще больше любить его и еще усерднее подчиняться.

Таковы наиболее важные причины похожести множества религий, различных по содержанию и по времени их возникновения.

Культура буддизма

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 14.11.2014

Такая крупнейшая мировая религия, как буддизм, имеет в своей основе культуру, которая определяется любовью и почитанием её основателя, Будды. Прежде всего, сюда относятся изображения Учителя, которые его почитатели делают на холсте, из глины, меди или бронзы. Таким образом, сподвижники буддизма не только рассказывают устно о духовных ценностях учения, но и передают свои понятия о красоте.

Культура буддизма зародилась в храмах. Отсюда она вышла, создав свои составные части в искусстве, литературе, скульптуре. Главными персонажами предметов искусства являются не только сам Будда, но и его ученики. Также изображаются боги и богини, такие как Тара – богиня сострадания. В пантеоне буддизма это один из самых популярных женских образов. В Гималаях и Тибете наибольшей популярностью пользуется образ Зелёной Тары. Существует также образ Белой Тары. Это мать-богиня, одна из центральных фигур буддистского пантеона. Когда буддистский художник сдаёт экзамен, он должен создать образ именно Белой Тары.

Учение о Шамбале. Что такое Шамбала? Это место, которое находится в Гималаях, где живут мудрецы. Так представляют себе шамбалу люди, знакомые с оккультизмом. Учение о Шамбале имеет несколько разных вариантов, но само оно вышло из буддизма. Однако важно знать, что при этом буддистское понятие Шамбалы, её первоначальный смысл был полностью искажён.

В буддизме Шамбала расположена на севере Индии. Цари Шамбалы проповедовали буддизм. Первый царь из их числа, Сучандра, был первым учеником Будды. Он и его последователи на престоле передавали учение своим потомкам, сохраняя преемственность. Таким образом, цари Шамбалы проповедовали буддизм – и это притом, что само население страны исповедовало индуизм.

Основатель буддизма. Буддизм – это не просто религия мирового значения, находящаяся в одном ряду с такими мировыми религиями, как христианство, ислам, иудаизм. Буддизм, это больше чем религия, это религиозно-философское учение, которое было создано около VI века до н. э.

Основатель этого учения, Сиддхартха Гаутама, жил в Древней Индии. Он получил потом имя Будда Шакьямуни. Дословно это обозначает «Пробуждённый мудрец из рода Шакьев или Сакьев». Согласно буддийской традиции Гаутама жил с 566 по 485 год до н.э. Семья, в которой родился будущий Будда, принадлежала к богатой аристократической касте воинов. Место рождения – государство Шакья. Это на границе современных Индии и Непала. Детство и юность Гаутамы протекала в наслаждениях и удовольствиях. Он женился, у него родился сын.

Буддизм не религия, а состояние души. Главное отличие буддизма от остальных религий состоит в отсутствии в нём идеи поклонения богу-творцу. Буддизм учит, что жизнь – это страдание. Но на этой грустной и безысходной ноте учение не заканчивается. От страдания следует освободиться – и последователи Будды учат, как это сделать. Таким образом, буддизм есть практическое руководство.

Для этого надо, прежде всего, определить причину страдания. Буддизм разъясняет: причины страданий заключаются в страстных желаниях человека. Из этого следует, что обвинять в своих страданиях какие-то внешние факторы неправильно. Причину следует искать в себе самом. А найдя, устранить. С прекращением желаний прекращаются страдания.

Посетители страниц