Слова великих людей

"Как басня, так и жизнь цениться не за длину, но за содержание"
- Синека

Глупо делать то, что не имеет смысла

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 01.12.2014

Люди должны четко обдумывать то, что они делают - осмысливать каждое свое действие и поступок; то, к каким результатам может привести их деятельность. Ведь на человеке лежит огромная ответственность за судьбу всей планеты!

По сути, человек - такая же составная часть биосферы, как и другие живые организмы. Различие состоит лишь в том, что человеку природой дано больше возможностей развивать свои способности: как пример, наделенность его интеллектом, что в последствие стало решающим фактором в эволюции обитателей Земли.

Потому основной человеческой обязанностью является защита и стремление способствовать развитию всего того, что его окружает. Следует прекратить неразумное расточение природных ресурсов и другого вида деятельность, что может непоправимо навредить окружающей среде. Мы живем для того, чтобы, умирая, могли оставить после себя на земле какой-то след, по которому на верный путь сможет стать следующее поколение. Мы должны жить по большей части для себя, но думая и заботясь о других.

Все Человечество на Земле - есть большая общность живых организмов, обладающих разумом. Мы - одна семья. Но ввиду того, что не все это понимают, а когда осознают - зачастую уже поздно, постоянное напряжение и конфликты внутри этой "семьи" не угасают на протяжении всей истории жизни человечества, начиная с того времени, когда человек почувствовал себя особенным, отличенным от других - индивидом. Он начал приписывать себе те права, которыми, по сути, должны обладать все обитатели планеты!

Человек постоянно стремится подчинить себе все и вся, придерживаясь убеждения в своем великолепии и власти, по принципу "подогнуть мир под себя!". Однако, именно таким поведением, люди сами и губят нашу планету, не думая или не акцентируя особого внимания на возможных последствиях и серьезных угрозах этому миру!

Смысл жизни, или верим ли мы в реинкарнацию?

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Человек устроен так, что его всегда манит то, что неизвестно, не имеет доказательств, но не лишено смысла, несет в себе безграничную притягательную таинственность.

Загадки, волнующие практически любого человека - бессмертна ли душа, остается ли что-либо после физической смерти тела?

Вопрос этот исследуется и влечет человечество с момента появления жизни на Земле. Конечно же, мысли о своём вечном существовании в виде субстанции, именуемой в общепринятой религии душой, куда приятнее и слаще для восприятия, чем мысль о том, что смерть – это просто исчезновение, небытие.

В извечных поисках смысла жизни теория о бессмертии души человеческой идеально вписывается в сознание, дает возможность искоренить страхи перед смертью и психологическую уязвимость, четко обрисовать смысловые рамки своего предназначения в этом мире.

Согласитесь, ведь и Вы не раз задумывались о том, а что же дальше, после того, как ваше физическое тело умрет и перестанет функционировать? Для чего мы живём, ежедневно преодолевая превратности судьбы, отстаиваем место под солнцем и идём напролом к достижению своих целей, если в итоге все наши усилия рано или поздно будут оборваны смертью?

Еще издревле философы склонялись к теории перерождения души – реинкарнации. Полнота данной теории заключается в том, что душа бессмертна, она раз за разом возрождается в новой физической оболочке человека, животного или даже растения. Каждое перерождение в новую жизнь является лишь очередной ступенькой в эволюции души. Анимистическое восприятие души, а также полное её отрицание маловерами и приверженцами других теорий дали развитие всевозможным философиям, исследованиям в данной области, которые до сих пор не имеют научного подтверждения, но не могут быть опровергнуты самыми закоренелыми скептиками.

Тем не менее, исследования в этом направлении не стоят на месте, и если уж наука пока не может предоставить четкие и аргументированные непосредственные доказательства реинкарнации, то бесспорным прорывом в изучении стала регрессия в прошлые жизни. Итак, что же такое регрессия? Это воспоминания о прошлых жизнях человеком, погруженным в транс посредством регрессивного гипноза.

Парапсихология, психотерапия и множество других систем и концепций воздействия на человеческую психику уже давно прибегают к использованию регрессивного гипноза. Его актуальность обозначена результатами многочисленных опытов и ратифицируемых фактов, свидетельствующих о существовании глубокой и пассивной памяти человека. Регрессивный гипноз пробуждает эту память, при этом глубина погружения в прошлое не обусловлена рамками данной жизни человека, а выявляет воспоминания предыдущих перерождений, о которых человек в состоянии сознательного бодрствования даже не мог предположить.

Плоды экспериментов посредством регрессивного «сна», несомненно, являются вескими аргументами в пользу теории реинкарнации, однако и они не являются основаниями для неопровержимого доказательства бессмертия души.

Одной из первых громких работ в данной области, вызвавшей бум общественного сознания и внимания, стала работа американского психоаналитика и гипнотизера Раймонда Моуди. Его книга «Жизнь после жизни» стала практически его первым открытым «медицинским дневником», описывающим и подробно рассматривающим клиническую смерть и людей, переживших её.

Из его исследований, описанных в данной книге, следует тот факт, что люди, пережившие клиническую смерть, продолжали отчетливо осознавать происходящее вокруг них. Данное заявление взбудоражило и заинтересовало огромное количество известных в мировой медицине врачей, в компетентности которых мало кто посмел бы сомневаться.

Помимо изучений клинической смерти и возвращения к жизни после нее, Моуди стал остро интересоваться и регрессиями по прошлым жизням. В своих последующих книгах он описывал гипнотические сеансы, проведенные с пациентами, большинство которых, погружаясь в гипноз, путешествовали во времени (по своим прошлым жизням), рассказывая мельчайшие подробности их быта и окружения. Другие, неожиданно для себя и окружающих, начинали разговаривать на разных языках.

Регрессия стала не только таинственной возможностью переплетения реальности с далеким прошлым, но и медицинским способом излечения множества людей, имеющих различные фобии и врожденные болезни.

Пример:
Человек безумно боится высоты, с трудом переносит перелеты и лифты, пребывание в высотных домах и не может понять причины фобии. При помощи регрессии вполне может выявиться, что в одной из прошлых жизней он разбился, упав со скалы.

Врачи активно стали прибегать к практике использования регрессии для выявления причин нарушения психического и физического здоровья пациентов. И хоть научных обоснований, доказывающих реальность реинкарнации, на сегодняшний день нет, они не исключают вероятность ее существования, а также, стараясь использовать любую возможность оказать поддержку пациенту, прибегают к помощи всех возможных способов лечения, даже таких малоизученных и сомнительных, как регрессия.

Сейчас существуют лишь предположения о том, что происходит с мозгом человека, погруженного в сеанс гипноза, а вопрос о том, куда попадает человек и его сознание, остается открытым до сих пор.

Имеется немало мнений, что регрессия открывает заблокированную часть памяти, хранящую информацию из прошлых жизней, но бытует и такое мнение, что все происходящее во время сеанса, - это лишь гремучая смесь фантазии и сознания пациента.

Изучение регрессии продолжается. Количество необъяснимых фактов возрастает. Верить или нет - это право каждого, однако, как показывают исследования, не исключено, что мы на пороге нового открытия. Если ученые докажут реальность регрессии в прошлые жизни, а следовательно, и саму реинкарнацию, то это будет не только прорывом в медицине, но и полным переворотом всего мировоззрения человечества.

Вопрос лишь в том, если нашу память таким тщательным способом блокируют высшие силы и разумы, стоит ли идти им наперекор, и какую цену мы за это заплатим.

О смысле жизни

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом жизни? Никто не говорит, что ответить на этот извечный вопрос легко, возможно, ответа вообще не существует, а, возможно, у каждого человека имеется свой собственный, одному ему ведомый смысл его собственного существования. Впрочем, высказываются и такие парадоксальные идеи, что жизнь якобы вообще не имеет смысла. Как вам такая постановка вопроса? Получается, что мы все тут коптим небо, ведя совершенно бессмысленное существование. Ну, как-то не очень хочется мириться с этим. Или вы не согласны?

По мнению некоторых психологов, над смыслом жизни задумываются только те индивидуумы, у которых дела идут не слишком хорошо. А счастливчики такими вопросами вообще не задаются. Впрочем, это, безусловно, вопрос спорный, человек тем самым и отличается от всех прочих живых обитателей нашей планеты, что постоянно задает себе вопросы и ищет на них ответы. Подтверждением данной мысли является тот факт, что все люди, от которых этот самый смысл ускользает, чувствуют себя глубоко несчастными и часто заканчивают жизнь, по собственному желанию отказываясь от нее.

Выходит, что каждый из нас рано или поздно задает себе вопрос, зачем он живет. Некоторые убеждены в том, что их смысл в максимальной самореализации, то есть они ставят себе цели, которых достигают, гордятся собственными успехами, а потому счастливы. Главное, по достижении одной цели успеть поставить новую, еще более значимую цель, чтобы дальнейший путь не оказался бесцельным. Другие прилагают массу усилий для того, чтобы оставить после себя след, если не в материальном, то хотя бы в интеллектуальном плане.

Отдельные личности видят смысл жизни в совершенствовании собственного тела, спорте, красоте, ведении здорового образа жизни. Их цель - как можно дольше сохранить бодрость, здоровье, привлекательность. Однако есть и такие индивидуумы, которые считают, что этот мир создан только для того, чтобы они получали в нем удовольствия, в этом их смысл жизни. Эти люди живут одним днем, но стараются в течение этого дня получить максимум возможного. Мы никого не осуждаем, человек имеет право реализовывать свою жизнь именно так, как он сам считает нужным.

Нельзя не упомянуть и о тех людях, смысл жизни которых заключается в достижении власти. Их цель любыми средствами доказать всем, что они способны побиться на самую вершину, и они согласны пожертвовать многим только для того, чтобы этой вершины достичь. Однако таких людей к счастью не слишком много, иначе везде шла бы постоянная борьба за место на очередной ступеньке лестницы, причем, борьба кровавая, как говорится, не на жизнь, а на смерть, ведь ступенька, ведущая к вершине, это смысл жизни.

Зато людей, видящих смысл своего существования в заботе о близких, родных и любимых людях, гораздо больше. Родители живут ради своих детей, но не забывают и о собственных родителях, которые видят смысл жизни в том, чтобы у их потомства все было хорошо. Наверное, это самое позитивное направление размышлений по поводу смысла жизни, приоритетами которого становятся такие этапы, как традиционные: сын, дом, дерево, которых надо родить, построить, вырастить.

Вот сколько смыслов, из которых каждый может выбрать тот, который приходится по душе именно ему. Вы уже выбрали? Впрочем, есть еще одно мнение, которое мы никак не сможем обойти молчанием. Глубоко религиозные люди убеждены не только в том, что их душа бессмертна, но и в том, что смысл данного существования заключается в духовном совершенствовании. То есть, эта жизнь – не что иное, как ступенька к будущему блаженству.

Мы не ставим себе цель кого-то разубеждать или убеждать, однако предлагаем рассуждать с тех позиций, на которых мы сегодня стоим. Никто же не станет спорить с тем, что наш мир материален, тому есть множество научных подтверждений. Мы все приходим в этот мир, не помня своего прежнего существования, если оно, безусловно, было. Как бы то ни было, нам о нем ничего не известно. Следовательно, это наше существование можно считать единственным.

Если какая-то другая жизнь и будет, и нам удастся сохранить все воспоминания об этой нашей теперешней жизни, как это сможет повлиять на нее? Ну, подумайте сами. Мы не отрицаем существования высшего разума, то есть бога. Но разве весь этот мир создан для того чтобы нас воспитывать и перевоспитывать? Даже страшно представить, сколько сил пришлось бы затратить высшему существу, чтобы создать такую многогранную полную противоречий реальность, каким является наш мир, и при этом держать наши поступки под контролем.

А что, если жизнь – это просто шанс, что-то, напоминающее этап компьютерной игры, весь смысл которого заключается просто в том, чтобы жить?

Ребенок как смысл жизни

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 13.07.2014

Бездетная семья, как правило, вызывает сочувствие и часто окружающие жалеют супругов, которые не имеют детей. Те семьи, которые лишены потомства по причине болезни, охотно усыновляют детей. Наверное, абсолютное большинство семей создаются с целью продолжения рода. Конечно, здесь не имеются в виду семьи, которые возникают «по залету», но большинство из них. Когда появляется ребенок, то искренне верят, что именно его они и хотели. Женская половина, вообще, часто рассматривает брак как повод и основание для реализации могучего инстинкта материнства. Мужчины тоже понимают, что должны иметь наследника и продолжателя рода, и гордятся своими детьми не меньше, чем матери. Любимые хобби – футбол, рыбалка, автомобиль, чаще всего отступают перед новым хозяином жизни, новым центром семьи. А потом та же рыбалка, футбол, автомобиль, но вместе с наследником! И каждая девочка – принцесса, для которой папа должен быть добрым и заботливым королем, мудрым волшебником.

«На земле и после нас будут жить люди, но это будут не наши дети» - это понимает каждый. Наши дети – это мостик, перекинутый нами в будущее. Они будут помнить, и любить нас, пока живы.

Рождение ребенка, особенно первого – переломный момент в жизни каждой семьи, праздник, событие, которое запоминается на всю жизнь и определяет ее на все будущее. Теперь мы знаем, что не зря пришли в этот мир, что мы надолго останемся в будущем. Большой праздник – появление малютки, продолжается чередой маленьких праздников: первая улыбка, первый зубик, первый шаг, первое слово.

Жизнь приобретает новый смысл, новую цель, новое звучание. Та близость, что возникает между супругами, их близость к родителям, не говоря о друзьях, меркнут перед близостью с ребенком. Влюбленная женщина и влюбленный мужчина считают своего избранника или избранницу самым лучшим человеком на земле, но с появление ребенка понимают, что ошибались и самый лучший – это ОН. Потеря родителей – естественная, хотя и страшная часть жизни, потеря супруга – трагедия, потерю ребенка трудно пережить.

Ребенок растет, и мы с радостью видим в нем самих себя, правда, в улучшенном варианте – пусть это немного и обидно, но так и должно быть – новое всегда должно быть лучше старого. Мы стараемся, чтобы он избежал наших ошибок и достиг того, что не смогли достичь мы. Мы надеемся, мы уверены, что он будет счастливее нас, и всеми силами стараемся обеспечить это, потому что знаем – счастье ребенка - наше счастье. Его несчастье – тоже наше.

Помочь ребенку, сделать ему приятное, уделить ему время, в котором мы так нуждаемся – для нас не обязанность, не жертва, но радость, наслаждение. Вынужденные иногда наказывать его, мы испытываем дискомфорт, наверное, сравнимый с дискомфортом наказуемого. Мы готовы лишить себя самого необходимого, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Американцы говорят, что самые выгодные вложения – это вложения в детей. Мы вкладываем, не считая и нисколько не рассчитывая на прибыль.

Мы стараемся научить ребенка, прививаем ему простейшие житейские навыки и радуемся, когда видим, как он усваивает наши немудрящие уроки. И в то же время сами открываем в жизни неожиданные стороны – и ребенок тоже по-своему учит нас.

Устраивая детям праздники, мы устраиваем праздники и себе, даря детям подарки, мы радуем себя. Ребенок – это тот, кто никогда не предаст, тот, кто всегда придет на помощь в трудную минуту, тот, кто, в конечном итоге, придает смысл нашей жизни.

В чем смысл жизни?

Категория: Смысл жизни
Опубликовано: 09.07.2014

Каждый человек рано или поздно задает себе этот вопрос, и чаще всего не находит на него ответа. Для чего мы рождаемся на свет, если всех нас ожидают болезни, страдания, разочарования и смерть? Одни видят смысл жизни в продолжение рода, воспитании детей, но тогда чем мы отличаемся от животных? Они тоже размножаются. Другие в благополучии. Учатся, работают не покладая рук, всеми способами зарабатывают себе богатство. И что в итоге? Жизнь коротка и все эти богатства не заберешь с собой в могилу. Говорят же - не в деньгах счастье.  Богатые тоже плачут! В чем же смысл жизни? Рождение, расцветание, увядание и смерть. Всех нас ждет одно и то же. Все мы всю жизнь о чем-то мечтаем, ставим перед собой задачи, реализуем их. Куда-то всегда спешим. А в конце жизни понимаем, что жизнь пролетела так быстро, а вспомнить-то особо и не чего. Так, короткие яркие моменты счастья, горести и неудачи. Полностью все прожитое и вспомнить-то не удается. Для чего тогда все это? Некоторые люди видят смысл жизни в познании себя, людей, мира. Испытывая при этом радость и счастье. 

Радость от доброго дела становится опорой, придающей уверенность. Оптимизм, желание жить, совершенствоваться и изменять жизнь к лучшему. Человек, приносящий пользу другим своими поступками и образом жизни, может и не знать достойного ответа на вопрос, а просто чувствует его в каждой улыбке близкого, в каждом слове благодарности, в каждом совершенном добром деле. У каждого человека это происходит по-своему.  Каждый из нас находится на своем уровне развития.  И многие из нас вообще не задаются этим вопросом. Просто живут, не думая о том, что своей бессмысленной жизнью они укорачивают ее, вредят сами себе.  Ведь человек, не видевший смысла в своей жизни, не дорожит ею, превращая себя в «инвалида», не умеющего самостоятельно думать и решать свои проблемы, и быть ответственным за свое духовное и физическое состояние, то есть быть в гармонии с самим собой. Выбор смысла жизни для каждого человека зависит только от самого себя. Иначе он превратится в раба, зависимого от других людей, их мнений, убеждений. Тем самым разрушая свою жизнь, здоровье и отношение с теми, кто рядом.

Философия даосизма

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 07.09.2017

Философский даосизм представлен авторским творчеством Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.), Ян Чжу (прибл.440-334 до н.э.), Лецзы (VI в до н.э.), Чжуанцзы (ок.369-ок.286 до н.э.), авторов “Хутайнаньцзы” (II в. до н.э.), в произведениях “Даодэ цзин”, “Лецзы”, “Чжуанцзы”, “Хуйнаньцзы” (сочинения Ян Чжу утрачены).

Основоположником даосизма является Лаоцзы. В IV - III вв. до н.э. свое понимание места неба в жизни людей развивали представители даосизма. В книге "Дао дэ цин" небо рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо состоит из мелких и легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао. Безымянное есть начало неба и земли. Они, по крайней мере, нейтральны по отношению к человеку.

Небо и Земля не обладают человеколюбием и представляют всем существам возможность жить собственной жизнью. Изменения в мире происходят естественно. Они зависят от дао и материализуются в дэ. Подчинен им и человек. "Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".

Дао - это праотец всех вещей, хотя оно и пусто, но в применении неисчерпаемо. Дао бестелесно, туманно, неопределенно. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы, которые обладают высшей действительностью и достоверностью. Дао умозрительно, ибо о нем можно рассуждать, но его нельзя потрогать. Дао можно постигать, но его нельзя видеть. Дао - корень и основа самого себя. Оно было прежде неба и земли и существует извечно. Оно порождает небо и землю.

Дао находится везде, в том числе в телах червя и муравья, в маленьком зародыше. Без дао тела не рождаются, а без дэ не проявляется их жизнь. Дэ - это та частица, благодаря которой материализуется дао. Дао рождает вещи, дэ вскармливает их. Среди сущего нет ничего, что бы не почитало дао и не ценило дэ. Дэ - это опредмечивание, конкретное проявление дао в вещах и в поведении человека.

Древнекитайская философия в области онтологии обращалась в основном вокруг неба, всякий раз видоизменяя его понимание и роль в зависимости от складывающихся социально-политических отношений. Небо было той стихией, под воздействием которой проходила жизнь китайца, включенного в определенную государственную систему. Взгляды даосистов, соединивших в одну систему все элементы объяснения мира и развития природы,  ранее выдвигавшиеся различными философами,  явились серьезным прогрессом в становлении  материалистического взгляда на природу в Древнем Китае.

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о дао. Дао – символ “дороги, по которой идёт человек”, символ “пути” в прямом и в переносном, обобщённом смысле. В философии даосизма говорится о всеобщем и неизменном естественном “пути” неба, природы, человека. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам, и ничего не делать. Поскольку человек обладает высшим дэ, постольку он следует его призывам и указаниям. Такой человек - истинный мудрец. Тот же, кто напрягает силы, проявляет активность - поступает вопреки закону дао. Такие люди наделены низшим дэ. Это - мудрецы мнимые.

Нарушая законы "естественного дао", они принуждают людей к почтению и с этой целью придумывают различные нравственные категории вроде "добродетели", "гуманности", "почтительности" и т.д. Все это ложные знания и "начало невежества". Когда устранили великое дао, появились "гуманность" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие.

Мудрствование, по мнению Лао-цзы, - это источник зла. Когда будут устранены мудрствование и ученость, тогда народ будет счастливее во сто крат. Ибо народу нужно не "мудрствование", являющееся источником зла, а свобода, дающая ему возможность жить, как он сам желает. Не тесните его жилища, не презирайте его жизни. Для счастья человеку нужно только одно: соблюдать естественные законы дао, следовать течению жизни, не создавать "красивых вещей", то есть предметов роскоши. Только таким образом можно избавить народ от несчастий и бедствий.

В отличие от Лао-цзы,  отбросившего одухотворение  природы,  Чжуан-цзы  (369—286 до н. э.), настоящее имя — Чжуан Чжоу, делает  шаг назад,  привнося в космологию элементы мистицизма. Дао у Чжуан-цзы присущи "стремления и искренность".  "Оно одухотворило духов и верховного владыку неба, оно породило небо и землю". Развивая взгляды Лао-цзы, Чжуан-цзы отрицает могущество неба, приравнивает человека небу и даже отождествляет их:  то, что называю небом, есть человек,  а то,  что называю человеком, есть небо. И далее: "Небо и человек не превосходят друг друга".

Чжуан-цзы заимствовал идею Ян Чжу,  который отождествлял судьбу с фатальной необходимостью,  вытекающей из естественного  хода  развития мира,  который нельзя предотвратить.  "Природу человека нельзя переделать, судьбу нельзя изменить". Противоречивое сочетание элементов фатализма и абсолютного релятивизма во взглядах Чжуан-цзы усилило мистические настроения в даосизме.

Одновременно во  взглядах Чжуан-цзы слышатся отголоски и традиционных идей о небе,  заметное влияние конфуцианских мотивов о предопределенности всего сущего небесной судьбой.  "Смерть и жизнь - это неизбежная судьба.  Они также естественны,  как естественна  постоянная смена  ночи  и дня".  Человек не может постичь небесную судьбу, заключает Чжуан-цзы. Он индивидуализирует познание дао, т. е. процесс и конечный результат постижения характера существования мира, вплоть до субъективного подчинения окружающей действительности.

Субъективную безучастность он рассматривает прежде всего как избавление от эмоций и заинтересованности. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в дао и их нельзя сравнивать. Всякое сравнение — это подчеркивание индивидуальности, частности и поэтому односторонне. Знание истины, истинности не дано познающему человеку: «Бывает ли так, что кто-то прав, а другой ошибается, или так, что оба правы или оба ошибаются? Это невозможно знать ни вам, ни мне, ни другим людям, ищущим истину во мраке». «О чем-то говорим, что оно истинно. Если бы то, что есть истинность, должно было быть таким с необходимостью, то не нужно было бы говорить о том, чем оно отличается от неистинности».

Чжуан-цзы при всем своем скептицизме выработал метод постижения истины, в результате которого человек и мир образуют единство. Речь идет о необходимом процессе забывания (ван), который начинается от забвения различий между истинностью и неистинностью вплоть до абсолютного забвения всего процесса постижения истины. Вершиной является «знание, которое уже не является знанием».

Позднейшая абсолютизация этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в IV в. и особенно в V в. н. э.

Ле-цзы является следующим из даоских текстов и приписывается легендарному философу Ле Юйкоу (VII—VI вв. до н. э.); был записан примерно в 300 г. до н. э.  Вэнь-цзы (VI в. до н. э.) был якобы учеником Лао-цзы и последователем Конфуция.

Источник: Открытая реальность.

Будда – цель буддизма

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 05.06.2017

Первое из буддийских прибежищ – в самом Будде. В следующих четырех частях этого курса мы рассмотрим фигуру Будды и исследуем, что может означать «обращение к Прибежищу в Будде», пытаясь прорваться через странные и, возможно, чуждые нам слова к опыту, на который они указывают.

Важность Будды не в том, кем он был, а в том, что он из себя представлял. «Будда» – не имя, это титул, означающий «тот, кто пробужден». Значение Будды для буддистов проистекает из того факта, что он пробудился: он достиг состояния, которое мы называем Просветлением. Будда – тот, кто пробудился от подобного сновидению состояния, в котором мы существуем, к истинному опыту реальности.

В следующем тексте Сангхаракшита объясняет некоторые моменты значения слова «Просветление», рассказывая нам, в чем заключалась важность Будды. По мере объяснения он проясняет некоторые частые заблуждения по поводу природы Будды и его места в буддизме. Он также, возможно, дает нам ключ к тому, как «обращение к Прибежищу в Будде» может стать лекарством от лежащей в основе нашего бытия дуккхи (страдания или неудовлетворенности), потому что это означает вверение себя осознанию нашего собственного духовного потенциала, что является единственным путем к истинному счастью.

Идеал человеческого просветления

(Сокращенный текст «Идеала человеческого просветления» Сангхаракшиты).

Даже те люди, которые совсем ничего не знают об учениях буддизма, по крайней мере, видели изображение Будды. Что изображено на этих картинах? Человек в расцвете жизни, хорошо сложенный, приятной внешности. Он сидит со скрещенными ногами под деревом. Его глаза наполовину закрыты, на губах – улыбка. Фигура производит впечатление крепости, устойчивости и силы. Она производит впечатление абсолютного покоя, абсолютного самообладания. Но что привлекает нас больше всего, это его лицо, потому что оно выражает нечто, что трудно определить словами. Когда мы смотрим на него, возможно, даже концентрируемся на нем, мы видим, что это лицо живое, оно сияет, и в этом свете мы видим отражение неизмеримого знания, безграничного сострадания и неописуемой радости.

Вот такова фигура, образ Будды, Просветленного. Обычно он представляет собой исторического Будду Гаутаму, «основателя» буддизма, великого индийского учителя, который жил приблизительно за пять столетий до Христа. Но этот образ также обладает значимостью в более широком смысле. Он представляет собой идеал человеческого Просветления.

Просветление человека – центральная тема буддизма. Это именно то, в чем в своей основе заинтересован буддизм – как в теории, так и на практике. На самом деле, это то, в чем в основном заинтересован и сам буддист. Следовательно, в этой лекции мы попытаемся понять, что подразумевается под Просветлением в целом и в частности, что подразумевается под «человеческим Просветлением». Так появляются три вопроса:

1. «Что такое Просветление, или состояние Будды?»

2. «Откуда мы знаем, что это состояние, которое мы называем Просветлением, идеал для человека?»

3. «Где берет начало этот идеал просветления? Из какого источника он проистекает?»

 

Что такое Просветление?

Буддийская традиция утверждает, что Просветление заключает в себе главным образом три вещи. Прежде всего, о Просветлении говорится как о состоянии чистой, ясной, всегда сияющей осознанности. Некоторые школы заходят так далеко, что говорят, что в этом состоянии осознанности больше не переживается двойственность субъекта и объекта. Нет ни ничего «внешнего там», ни «внутреннего здесь». Это различение, субъектно-объектное различение, как мы обычно его называем, полностью преодолевается. Есть только одна непрерывная, чистая, ясная осознанность, распространяющаяся во всех направлениях, чистая и однородная. Более того, это осознавание вещей как они есть на самом деле, что означает, конечно, не вещи в смысле объектов, но вещи в преодолении двойственности субъекта и объекта. Поэтому об этой чистой, ясной осознанности также говорится как об осознавании реальности, и, следовательно, это также состояние знания.

Это знание – не знание в обычном смысле, не знание, которое функционирует в рамках двойственности субъекта и объекта, но скорее состояние прямого, непосредственного духовного видения, которое видит все вещи прямо, ясно, отчетливо и истинно. Это духовное видение, даже Запредельное видение, свободное от всех омрачений, всех неверных представлений, всего неправильного, искривленного мышления, всей неопределенности, всего непонятного, всей умственной обусловленности, всех предрассудков. Таким образом, прежде всего Просветление – это такое состояние чистой, ясной осознанности, это состояние знания или видения.

Во-вторых, о Просветлении говорится как о состоянии сильной, глубокой, бьющей через край любви и сострадания. Иногда эта любовь сравнивается с любовью матери к единственному ребенку. Это сравнение появляется, например, в очень известном буддийском тексте под названием «Мета-сутта», «Рассказ о любящей доброте». В этом повествовании Будда говорит:

«Как мать защищает своего единственного сына даже ценой собственной жизни, так следует развивать ум, исполненный всеохватывающей любви ко всем живым существам».

Такое чувство, такое отношение мы должны взращивать. Вы видите, что Будда говорит не только обо всех человеческих существах, но обо всех живых существах: всем, что обладает чувствами. Вот такое чувство испытывает просветленный ум. И эта любовь и сострадание заключаются в сердечном желании, глубоком, жгучем желании их благополучия и счастья – желании, чтобы все живые существа освободились от страданий, от всех затруднений, чтобы они могли расти и развиваться и в конце концов обрели Просветление. Такие любовь и сострадание – бесконечные, бьющие через край, безграничные, направленные на всех живых существ – это также часть Просветления.

В-третьих, Просветление заключается в состоянии или переживании неистощимой умственной и духовной энергии. Энергия – это качество состояния Просветления. Состояние Просветления – состояние огромной энергии, абсолютной спонтанности, постоянно бьющей ключом, состояние непрерывной творческой активности. Состояние Просветления – состояние совершенной, необусловленной свободы от любых субъективных ограничений.

Вот так обычно описывается Просветление. Но, конечно, Просветление на самом деле нельзя передать словами или разделить на части. Что происходит на самом деле, так это то, что знание переходит в любовь и сострадание, любовь и сострадание – в энергию, энергия – в знание и т.д. В действительности мы не можем отделить один аспект от других. Тем не менее, мы традиционно даем этот «расписанный» вариант Просветления, чтобы передать некий намек на опыт, дать некоторое представление или чувство, на что это походит.

Если мы хотим получить об этом более полное представление, тогда нам нужно, возможно, прочесть какой-нибудь более расширенный, поэтический рассказ, предпочтительно из буддийских писаний, или нам придется заняться практикой медитации и попытаться получить по крайней мере проблеск состояния Просветления в медитации. Итак, когда в буддизме говорят о Просветлении, состоянии Будды или нирване, вот что это означает: это означает состояние высшего знания, любви и сострадания, и энергии.

Откуда нам известно, что это состояние Просветления – идеал для человека?

Прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, нам придется определить различие между двумя видами идеала – «естественными идеалами» и «искусственными идеалами». Естественный идеал – это идеал, который принимает во внимание природу вещи или человека, для которых он является идеалом. Искусственный идеал, напротив, не делает этого. Искусственный идеал навязывается извне, в искусственной манере.

Используя это различение, мы можем сказать, что Просветление – не искусственный идеал. Это не что-то, навязанное человеческим существам извне, что-то, что не принадлежит нашей природе или не согласуется с ней. Просветление – естественный идеал для человека, или даже просто естественный идеал. В нем нет ничего искусственного, ничего произвольного. Это идеал, который соответствует нашей природе и нашим потребностям.

Мы узнаем об этом двумя способами. Я уже говорил о природе Просветления, и это, очевидно, казалось вам чем-то очень редким, далеким от нашего опыта. Но качества, которые составляют Просветление, на самом деле уже присутствуют в человеке в зародышевой форме. Они не являются чем-то совершенно чуждым для нас. В каком-то смысле они естественны для человеческих существ. В каждом мужчине, в каждой женщине есть некое знание, некое переживание реальности, каким бы слабым и далеким оно ни было, некоторое чувство любви и сострадания, какими бы ограниченными и выборочными они ни были, и некая энергия, какой бы грубой и неочищенной, обусловленной и принужденной она ни была. Все эти качества в некоторой степени уже здесь.

Но в состоянии Просветления эти качества полностью и в совершенстве развиты, до такой степени, которую мы с трудом в состоянии вообразить. Именно поэтому, поскольку качества знания, любви и энергии уже присутствуют внутри нас, в какой бы зародышевой форме они ни находились, мы естественным образом близки к Просветлению и можем откликнуться на идеал Просветления, когда встречаемся с ним. Таким образом, даже когда кто-то говорит в терминах абсолютного знания, видения реальности, или в терминах безграничной, беспредельной любви и сострадания ко всем живым существам, это не нечто совершенно чуждое нам, это не просто многочисленные слова. Мы можем что-то почувствовать. И именно потому, что зародыш, семя уже здесь, в нашем переживании, мы можем откликнуться на идеал Просветления, где бы и когда мы с ним не встретились, даже если мы встречаемся с ним в относительно слабой, ограниченной или искаженной форме.

Мы также знаем, что Просветление – естественный идеал для человеческих существ, поскольку в нашей постоянной гонке нас в действительности не удовлетворяет ничто другое. Мы можем испытать все виды удовольствий, достичь чего угодно, но рано или поздно мы все же почувствуем, что что-то внутри нас не удовлетворено. Это то, что в буддизме называют дуккхой – неудовлетворенностью или даже страданием.

Традиционно говорится о трех формах дуккхи. Первую мы называем просто «страданием страдания». Очевидно, что мы страдаем, если порезали палец, если кто-то огорчает или разочаровывает нас, например. Это вид страдания, которое просто является страданием. Затем есть то, что называют «страданием перемен». У нас есть что-то, мы наслаждаемся этим, мы получаем от этого большое удовольствие, но по самой своей природе это не может длиться долго. И поскольку мы наслаждались этим и привязались к нему, появляется страдание. Это страдание, которое появляется в результате измерения, течения времени. Далее, есть «страдание самого обусловленного существования»: в конечном счете страдание от всего, что не является Просветлением. Даже если мы обретаем вещи, даже если мы владеем и наслаждаемся ими, в нашем сердце все еще есть уголок, где есть неудовлетворенность, которой хочется что-то еще, дальше и больше. И это «что-то» мы называем Просветлением.

Итак, и по этой причине мы также знаем, что Просветление – естественный идеал для человека, потому что его в конечном счете не удовлетворяет ничто иное. Персонифицируя идеал Просветления и заимствуя богословский язык Св. Августина, мы можем сказать: «Ты создал нас для себя, и наши сердца не успокоятся, пока не обретут покой в тебе».

Откуда берет начало идеал Просветления?

Идеал берет начало в самой человеческой жизни, в человеческой истории. Он не может произойти откуда-то еще. Идеал для человека, можно сказать, может иметь источником только человеческое существо. И если мы оглянемся на историю, мы увидим различных людей, которые действительно достигли Просветления, преодолели пропасть между реальностью и идеалом. Если мы оглянемся на историю, мы увидим людей, которые являются живым воплощением этого идеала.

В частности, мы увидим фигуру юного индийского аристократа, который около 2500 лет назад обрел Просветление, или, как говорят буддийские писания, Бодхи, что означает «знание» или «пробуждение». Он был тем, кто после достижения этого состояния Просветления стал у истоков великого духовного переворота, великой духовной традиции, которую мы теперь называем буддизмом.

Заблуждения

Здесь мне хотелось бы прояснить определенные заблуждения по отношению к Будде. В начале этой лекции я сказал, что даже человек, не являющийся буддистом, по крайней мере видел изображение или картину Будды и, возможно, знаком с ними довольно близко. Однако, хотя, может быть, он и видел его много раз, у него может не быть четкого представления о том, что это изображение символизирует; он может не знать, кем или чем является Будда.

В действительности у многих людей существуют довольно серьезные заблуждения относительно него. В частности, есть два главных заблуждения: во-первых, что Будда был обычным человеком, во-вторых, что Будда был Богом. Оба эти заблуждения являются результатом мышления, сознательного или бессознательного, в теистических терминах, то есть в терминах персонифицированного Бога, который создал вселенную и управляет ею своим провидением.

Для ортодоксального христианства Бог и человек – это полностью различные существа. Бог – создатель. Человек – создание. Человек никогда не сможет стать Богом: такая идея была бы лишена смысла. Следовательно, ортодоксальные христиане, встречаясь с личностью Будды, классифицируют его как обычного человека, по сути такого же, как любой другой, даже как грешного человека, хотя, возможно, и лучше, чем большинство людей.

Второе заблуждение возникает из первого. Вы часто можете прочитать в книгах, даже теперь, что после смерти Будды последователи «обожествили» его или сделали из него Бога. Об этом свидетельствует, говорят нам, тот факт, что буддисты поклоняются Будде, а поклонение, несомненно, причитается лишь Богу. Если вы поклоняетесь кому-то или чему-то, христианин неизбежно подумает, что мы относитесь к чему-то или к кому-то как к Богу.

Теперь оба эти противоречия можно прояснить довольно легко. Все, что нам нужно сделать, – освободиться от обусловленности христианством, которое влияет, по крайней мере, бессознательно, даже на тех, кто больше не считает себя христианами. Нам нужно прекратить попытки думать о Будде в терминах, которые на самом деле не являются буддийскими.

Новая категория

Так кем или чем был Будда? Как о нем думают буддисты? Как он думал о себе? Прежде всего, Будда был человеком, человеческим существом. Но он не был обычным человеком. Он был Просветленным человеком: человеком, который был живым воплощением совершенного знания, безграничной любви и сострадания и неистощимой энергии. Но он не родился выдающимся. Он стал выдающимся в результате своих собственных человеческих усилий сделать действительным то, что было в нем в качестве потенциала. Поэтому буддизм различает две большие категории: категорию обычного человека и категорию Просветленного человека.

Хотя пропасть между ними не столь ощутима, как пропасть между Богом и человеком в христианстве, расстояние между ними очень велико, и требуются огромные усилия, чтобы преодолеть эту бездну. На самом деле многие буддисты верят, что эти усилия должны прикладываться на протяжении многих жизней, будь то на земле или в высших сферах. По этой причине считается, что Просветленный человек составляет независимую категорию существования. Просветленный считается высочайшим существом во вселенной, даже высшим, нежели боги. По этой причине Просветленному поклоняются. Ему поклоняются в благодарность за то, что он стал примером, показав путь, показав нам, чем мы тоже способны стать. Другими словами, Будде поклоняются не как Богу, но как учителю, давшему пример, как проводнику.

В связи с этим к Будде Гаутаме часто обращаются как к «старшему брату мира» или «старшему брату человечества», потому что Он первым обрел духовное рождение, а мы обретаем его вслед за ним. Иногда Будду сравнивают с первым цыпленком, появившимся в выводке. Этот первый цыпленок начинает стучать в скорлупу других яиц своим клювиком, помогаю другим цыплятам появиться на свет. И поэтому, говорят нам, Будда похож на этого первого цыпленка. Он первый, кто вылупился из скорлупы неведения, скорлупы духовной тьмы и слепоты, и затем он стучит в нашу скорлупу, он пробуждает нас своим Учением, Он помогает нам появиться на свет.

Исходя из этого, можно увидеть, что буддийская концепция о Просветленном представляет собой категорию, для которой нет эквивалента в западной религиозной традиции. Он ни Бог, ни человек в христианском смысле. Он даже не человек-без-Бога, человек, предоставленный самому себе в отсутствие Бога. Он что-то среднее, что-то выше. Возможно, лучше думать о Просветленном в терминах эволюции. Человек – животное, но в то же самое время нечто бесконечно большее, нежели животное. Подобно этому, Будда – человек, но он не обычный человек. Он Просветленный. Он также представляет собой новую категорию существования: человеческое существо, но в то же самое время бесконечно большее, чем человеческое существо: Просветленное человеческое существо, Будду.

Выводы

Давайте, как мы уже начали, сделаем выводы относительно личности Будды Гаутамы. Он сидит под деревом бодхи, несколько недель спустя после его великого пробуждения. Согласно одному из старейших повествований, в это время он охватил весь мир, все человечество своим духовным видением, или тем, что называется его «божественным оком».

И, смотря так, он увидел человечество как большой пруд, полный лотосовых цветов. Он увидел, что некоторые цветы глубоко увязли в грязи, в то время как другие наполовину поднялись из воды. Некоторые стояли над поверхностью воды, совершенно чистые. Другими словами, он увидел всех человеческих существ на различных ступенях их развития. И именно так буддизм с тех пор рассматривает человечество: как клумбу растений, которые могут дать побеги, как побеги, которые могут дать почки, как почки, которые могут распуститься цветами, лотосовыми цветами, даже лотосом с тысячей лепестков.

Но для того, чтобы расти, для того, чтобы развиваться, человеческие существа должны иметь что-то, во что они вырастут. Они не могут расти бессознательно, как растения, они должны расти сознательно. На самом деле, для человеческих существ рост означает рост сознания, рост в осознанности. Вот почему человеку нужен идеал для себя как для человеческого существа. Более того, это должен быть идеал не искусственный, но естественный, не навязанный ему извне, но внутренне присущий его собственной природе, глубине его собственного существа: идеал, который на самом деле представляет собой завершенность его природы в глубочайшем из возможных смыслов. Именно об этом идеале, идеале человеческого Просветления, я пытался вам рассказать.

Источник: Буддаяна – Путь Будды

Сходство религий мира: каковы его причины?

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 11.12.2014

Все, кто хоть немного разбирается в нескольких или по крайней мере в двух различных религиях, непременно заметит в них довольно многочисленные сходства во множестве аспектов. И тогда у наиболее любопытных людей закономерно возникает вопрос о том, почему же все религии так похожи.

Для того, чтобы в этом разобраться, сперва нужно обозначить наиболее характерные черты, которые являются общими в различных мировых и, напротив, редких и малоизвестных религиях.

Общие черты различных религий

Сходство 1. Творец. В монотеистических, деистических и политеистических религиях одним из наиболее важных моментов сказаний и учений является описание сотворения мира, а также — сверхъестественного существа или нескольких существ, которые таким сотворением самолично и целенаправленно занимались.

Согласно некоторым религиям Бог или боги принимали участие в дальнейшей судьбе сотворенного ими мира, в иных же религиях они после данного действа и до сих пор остаются просто наблюдателями или даже вовсе безучастными к жизни их творения, но главная суть неизменна: все религиозные люди считают, что Вселенная не образовалась самостоятельно, а была кем-то «сделана». По меньшей мере, мир был «заведен» подобно механизму неким «первотолчком», который и совершили «высшие существа».

Сходство 2. Сила божеств. Говоря о тех, кто сотворил весь видимый громадный мир или «завел» его, верующие подразумевают, что сделано это было кем-то, кто значительно превосходит по своей силе, уму и другим качествам как абсолютно всех людей, так и, тем более, зверей и птиц.

Сходство 3. Бессилие людей перед творцом мира. Это характеристика, которая логически вытекает из описанного выше свойства №2. Люди не имеют возможности диктовать свою волю «Богу» и прочим сверхсуществам.

Сходство 4. Практически во всех религиях, за исключением, пожалуй, деистических направлений, где творец просто смотрит на созданный им мир со стороны, от адептов требуется жесткое подчинение требованиям Бога или богов, а в подавляющем большинстве случаев это должно быть не просто подчинение, покорность, а поклонение, восхищение и нередко даже любовь к такому существу до глубины своей души. Считается (особенно в религиях монотеистических), что верующий обязан любить своего Бога, демонстрировать ему и окружающему обществу свою покорность и даже получать удовольствие от своего приниженного по сравнению с «Господом» (а иначе — попросту господином) положения.

Существуют и другие, не столь значимые, но тоже заметные сходства в разных религиях, например, такие:

  • наличие у Бога или богов более низких по рангу помощников (это ангелы, низшие боги, иные существа);
  • наличие у верующих особенной — «священной» литературы;
  • наличие свода правил поведения, обращения с телами усопших и пр.;
  • прямое общение Бога или богов со своим народом или отдельно взятыми людьми (за исключением деистических религий, образовавшихся больше как протест против приверженцев религий ортодоксальных);
  • ожидание конца «этого мира», возникновения в будущем нового уклада жизни;
  • наличие у Бога сына, рожденного тем или иным путем, или, по крайней мере, избранного пророка или мессии и тому подобные характерные черты.

Причины сходства религий различных народностей

Главными причинами сходства различных религий, появлявшихся в разное время по всему Земному шару, являются следующие факты.

Факт 1. Имеет место сходство особенностей мышления у всех людей вида «гомо сапиенс». Способ познания мира «запрограммирован» в человеке. Это приводит к сходным реакциям на непонятные природные явления и на «священные тексты».

Факт 2. Цель создателей любого религиозного течения — организация и подчинение маленькой или большой группы людей. Человек — иерархическое существо. Он соглашается подчиняться сильному лидеру.

Факт 3. Люди не желают умирать. Строгий, но любящий Бог предлагает спасение, что побуждает людей еще больше любить его и еще усерднее подчиняться.

Таковы наиболее важные причины похожести множества религий, различных по содержанию и по времени их возникновения.

Культура буддизма

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 14.11.2014

Такая крупнейшая мировая религия, как буддизм, имеет в своей основе культуру, которая определяется любовью и почитанием её основателя, Будды. Прежде всего, сюда относятся изображения Учителя, которые его почитатели делают на холсте, из глины, меди или бронзы. Таким образом, сподвижники буддизма не только рассказывают устно о духовных ценностях учения, но и передают свои понятия о красоте.

Культура буддизма зародилась в храмах. Отсюда она вышла, создав свои составные части в искусстве, литературе, скульптуре. Главными персонажами предметов искусства являются не только сам Будда, но и его ученики. Также изображаются боги и богини, такие как Тара – богиня сострадания. В пантеоне буддизма это один из самых популярных женских образов. В Гималаях и Тибете наибольшей популярностью пользуется образ Зелёной Тары. Существует также образ Белой Тары. Это мать-богиня, одна из центральных фигур буддистского пантеона. Когда буддистский художник сдаёт экзамен, он должен создать образ именно Белой Тары.

Учение о Шамбале. Что такое Шамбала? Это место, которое находится в Гималаях, где живут мудрецы. Так представляют себе шамбалу люди, знакомые с оккультизмом. Учение о Шамбале имеет несколько разных вариантов, но само оно вышло из буддизма. Однако важно знать, что при этом буддистское понятие Шамбалы, её первоначальный смысл был полностью искажён.

В буддизме Шамбала расположена на севере Индии. Цари Шамбалы проповедовали буддизм. Первый царь из их числа, Сучандра, был первым учеником Будды. Он и его последователи на престоле передавали учение своим потомкам, сохраняя преемственность. Таким образом, цари Шамбалы проповедовали буддизм – и это притом, что само население страны исповедовало индуизм.

Основатель буддизма. Буддизм – это не просто религия мирового значения, находящаяся в одном ряду с такими мировыми религиями, как христианство, ислам, иудаизм. Буддизм, это больше чем религия, это религиозно-философское учение, которое было создано около VI века до н. э.

Основатель этого учения, Сиддхартха Гаутама, жил в Древней Индии. Он получил потом имя Будда Шакьямуни. Дословно это обозначает «Пробуждённый мудрец из рода Шакьев или Сакьев». Согласно буддийской традиции Гаутама жил с 566 по 485 год до н.э. Семья, в которой родился будущий Будда, принадлежала к богатой аристократической касте воинов. Место рождения – государство Шакья. Это на границе современных Индии и Непала. Детство и юность Гаутамы протекала в наслаждениях и удовольствиях. Он женился, у него родился сын.

Буддизм не религия, а состояние души. Главное отличие буддизма от остальных религий состоит в отсутствии в нём идеи поклонения богу-творцу. Буддизм учит, что жизнь – это страдание. Но на этой грустной и безысходной ноте учение не заканчивается. От страдания следует освободиться – и последователи Будды учат, как это сделать. Таким образом, буддизм есть практическое руководство.

Для этого надо, прежде всего, определить причину страдания. Буддизм разъясняет: причины страданий заключаются в страстных желаниях человека. Из этого следует, что обвинять в своих страданиях какие-то внешние факторы неправильно. Причину следует искать в себе самом. А найдя, устранить. С прекращением желаний прекращаются страдания.

Религия, Бог, душа и смысл жизни человека

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 13.07.2014

Религия для человека необходима как жизнь, как воздух. Каждая религия даёт свой определенный свод законов, правила общения между социальными группами, которые позволяют всем людям мирно сосуществовать между собой. В православной религии существуют десять заповедей, соблюдая которые правоверные граждане, проживая свой отпущенный короткий век на Земле, совершенствуют и очищают свою вечную душу. Пройдя всяческие испытания, соблазны, огонь, воду и медные трубы, и если пройдя все эти испытания, живя по заповедям божьим. Тогда на божьем суде совершённые человеком поступки по ученью и по заповедям божьим считаются правильными, положительными, положат на одну чашу весов. А на другую чашу весов положат отрицательные поступки, совершённые человеком не по заповедям божьим, и какая чаша перетянет, такое решение и будет принято. Или душу чистую светлую очищенную от всей скверны, возьмёт к себе Бог в свои райские сады и продолжит она там свою вечную жизнь, или чёрную злую душу отправит на уничтожение в адский огонь. О происхождении всех религий вы можете прочесть сами и получить полную информацию о них, в соответствующих источниках информации, поэтому на их происхождении, я не буду заострять своё внимание. Возьмём как должное, что Боги существуют, и они правят всей Вселенной, а откуда они взялись нам не известно и это не главное, главное то, что они управляют Землёй и это факт. На Земле существуют реальные три религии, это православная, буддийская и мусульманская, все остальные религии происходят от лукавого. К примеру, скажем, католическая религия это чисто коммерческая религия, написанная людьми для порабощения других людей, где принят закон, что слово смертного папы стоит выше слова Божьего, где мерилом всего является золото. По моему мнению, я считаю, что правильная религия есть православная, и её Бог Иисус Христос, только она позволяет правильно развивать и совершенствовать душу, православная вера это самая короткая дорога к Богу в его райские сады. В православной религии всегда слово Божье, душа, стоит на первом месте, мерилом всего составляют духовные ценности, а не золото. Как следует из святого писания, что Бог создал жизнь на земле за шесть дней, а на седьмой день сделал себе выходной, и что людей Бог сотворил по образу и подобию своему. И поэтому мы все дети Божьи, и мы не просто так живём на Земле, и у нас есть смысл жизни на Земле. По моему мнению, Бог существо астральное, он не может иметь такое же физическое тело как у нас, он питает своё тело космической энергией. Узнать о строении и химическом составе из чего состоит Бог, на сегодняшний день мы не можем, нам не известно ещё четыре элемента, но подсказка у нас есть. На сегодняшний день мы не знаем, из каких элементов состоит душа, как она работает, почему её невозможно уничтожить земными средствами, и ещё много почему, на которые надо найти ответы. Душа человеческая состоит из тех же элементов, что и Бог, мы можем увидеть душу, мы знаем её форму и где она расположена, мы знаем её вес и больше ничего о душе мы не знаем. Придя в православный храм, обратите своё внимание на святые образа, там над головой есть святое свечение в форме шара. Именно это и есть душа, душу можно сфотографировать, снять на киноплёнку.

Душа расположена над головой, а не в сердце, хоть и говорят, что сердцу не прикажешь. Сердце в человеке это не насос, как считают современные медики, это уникальный синхронизатор, который синхронизирует работу всех органов, настраивает весь организм и не удивительно, что его зачастую путают с душой. Американские учёные провели уникальный эксперимент, для того чтобы узнать, сколько весит душа, они взяли точные электронные весы и взвешивали тело умирающего человека. Таким образом, учёные установили, что в момент смерти человека, от человека отделяется некое астральное тело и человек теряет в весе, от 2 до 3.5 грамм. Да, да уважаемые граждане, именно столько весит весь наш интеллектуальный багаж, багаж опыта и знаний, накопленные нами за семь жизней. Люди, живущие с чистой душой, по заповедям Божьим умирают легко и спокойно, и наоборот, люди, продавшие свою душу дьяволу умирают тяжело, в страшных мученьях. Где живёт Бог, точно не скажет ни кто, астрономы утверждают, что в Галактике есть 2.500 тысячи планет, по техническим характеристикам схожие с Земными и что возможно на одной из них существует жизнь, нам не известная, возможно там и живут Боги. Можно лишь предположить на какой именно планете живёт Бог, как известно люди, попавшие в клиническую смерть, после выздоровления утверждают, что они общались с Богом. Сегодня известно, что клиническая смерть человека по времени длится в среднем семь минут, если это время разделить на путь к Богу и обратно, плюс ещё разговор с Богом, то примерное время на дорогу к Богу в один конец составит 2,5 минуты.

Если мы это время умножим на скорость света, то полученное расстояние, в радиусе которого и надо искать Божью планету, хотя всё это, конечно же, только предположение. По моему мнению, Бог живет, на какой-то планете, потому что он не может жить просто в космическом пространстве, в библии об этом написано. А раз так, то на каждой планете существует свой ландшафт, и если Бог нас создал по образу и подобию своему, то возможно и природная экосистема похожая на Земную, иначе, откуда там взялись эти райские сады, эти благодатные кущи. Я думаю, что Бог на своей планете живёт не один, ему тоже нужно своё общество, общество единомышленников, живущих по его моральным ценностям и принципам жизни, в противном случае даже Богу было бы скучно жить одному. Зачем же тогда Богу понадобились люди на Земле? Конечно же, в плане знаний это маловероятно, ведь он всё это создал, и Бог лучше всех нас знает, что и как работает на Земле. Скорее всего, Земля есть некий испытательный полигон, где, пройдя все испытания, слабая и неустойчивая душа, очищается от всего плохого, и становится равным с Богом, его единомышленником. Я предполагаю, что даже при всех его знаниях и технологиях, которыми Бог обладает, Бог тоже, не знает, есть ли конец вселенной, и правда ли что она бесконечна. Можно предполагать, что Бог тоже хочет узнать есть ли конец вселенной, есть ли начало начал, и ему нужны наши чистые светлые души единомышленников, чтобы узнать об этом. Бог может нас послать в качестве астронавтов, чтобы мы смогли вернуться и сообщить, что там есть, там за горизонтам, на конце вселенной. Совершить такие исследования могут только чистые, светлые души, в этом и заключается смысл жизни, жизни в которой человек хочет понять истину, истину существования бытия.

Смысл жизни каждого человека, согласно христианству

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 08.07.2014

Господь сотворил мужчину и женщину, благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». (Бытие, 1:27-28) Для этого Господь создал все условия – поселив их в Раю. Но для чего это нужно было Богу? Человек, заводя животных в своем доме, разве думает только об их благополучии? Нет, он преследует свои интересы – ему нужны мясо, яйца, молоко… Господь создал людей не для того чтобы сами люди наслаждались радостями жизни, но своим поведением приносили радость самому Богу. Бог сотворил людей для своих целей. И дал людям 10 заповедей, соблюдая которые человек угодит Богу и получит жизнь вечную.

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Смысл этой бренной земной жизни для души, с точки зрения Христианства, состоит в том, чтобы подготовиться для вечности, жизни с Богом. Потому что только душа, отображающая образ и подобие Божие, может сосуществовать с ним, а грешная душа, т. е. деградировавшая и эгоистичная, не может. Мы нуждаемся в освящении своей личности и своего характера, силою Божьей благодати, за время жизни на земле, так как характер есть основополагающая часть нашей души. «Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет». (Иезекииль 18:4)

Христианство проповедует о том, что смысл жизни человека заключается в достижении совершенства ради обретения вечной жизни. «И так будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Евангелие от Матфея 5: 48) Человек, на протяжении всей своей жизни, должен доказать свое право на вхождение в вечность. Путь к Богу – это путь развития души, это искание добра и творение его, это взращивание в душе любви – в этом и заключается смысл человеческого существования. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».(1Иоан.4:16) Что значит, что Бог есть любовь? «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…» (1 Коринфянам 13:4-8). Это – Божественное описание любви. Это то, на что похожа Его любовь, и к чему должны стремиться все христиане. Душа, которая научится любить, ценить любовь, творить добро, будет способна воспринять истинную Любовь в вечности. Такая душа будет прочным фундаментом величия человека, величия образа Божия в человеке. Смысл жизни человеческой, согласно христианству, - «да приидет царствие Твое», а цель всего человечества – растворение мира в Боге.

Смысл жизни согласно христианству

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 08.07.2014

Христианство - это мировая религия, которая основана на истории жизни и учении Иисуса Христа. Для христиан основной книгой является Библия. В одной из ее частей, которая называется Новый Завет, описана жизнь Иисуса. Согласно верованию христиан, Иисус, рожденный в городе Назарет, сын Божий, Спаситель и Мессия. Название религии происходит от слова Христос, что в переводе с греческого языка означает Мессия. Верующие христиане не поддают сомнению факт существования Иисуса Христа.

Христианство является самой распространенной мировой религией, причем как по количеству последователей, так и по географической расположенности. Практически в любой стране есть как минимум одна христианская община.

Христиане верят, что Бог, творец всего сущего, послал своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество. Иисус был рожден от непорочного зачатия Девой Марией и был человеком из плоти и крови. Он был проповедником, совершал чудеса и обучал истинным знаниям своих учеников. В возрасте 33-х лет Иисус был распят на кресте. Согласно верованиям христиан, своей страшной и мученической смертью он искупил грехи всего человечества, таким образом, дав людям шанс. На третий день после смерти он воскрес из мертвых, а затем вознесся на небеса. Жизнь и учения Иисуса Христа описаны в Евангелиях. Это работы, написанные его учениками, которые получили статус Святых в христианстве. Христиане всего мира ждут Второго Пришествия. В этот день Иисус вернется на Землю, после чего состоится Страшный Суд, когда грешникам и праведникам воздастся по делам им.

Смысл жизни согласно верованиям христиан заключается в приближении к Богу. Для этого необходимо нести праведный образ жизни в миру, соблюдать Божьи Заповеди. В Библии сказано, что человек был создан по образу и подобию Божьему, а значит человек должен стараться приблизиться к Богу.

Основополагающим в христианской религии является понятие греха. Грех - это деяние, осуществленное вопреки воле Бога, которое может навредить самому человеку, а также окружающим. Искупление греха возможно несколькими способами – чистосердечным раскаянием, добрыми, богоугодными делами, а также муками и страданиями.

Как и во многих других религиях, важной является духовная сторона существования человека. Человеческая душа является бессмертной. А человеческая жизнь несет в себе высокий, духовный смысл. Христиане верят, что после смерти душа человека продолжает существовать. В зависимости от жизни человека, был ли он грешником или праведником, зависит ее дальнейшая судьба. Для людей, которые смогли прийти к Богу, уготовано вечная жизнь в Царстве Небесном, мире без боли и страданий.

Смысл жизни в Конфуцианстве

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 08.07.2014

Конфуцианство является философскими религиозным учением, которое было основано древнекитайским мыслителем и философом Конфуцием. Конфуцианство - это непросто религия, а нечто больше. Оно включает в себя элементы общественной этики, политической идеологии, научной традиции. Для последователей это в первую очередь основа их мировоззрения и тонкая философия.

На сегодняшний день конфуцианство широко распространено в странах Дальнего Востока: Китае, Японии и Кореи. Название религии происходит от имени ее основателя Конфуция. Тем не менее необходимо уточнить, что «конфуцианство» - это чисто западный термин, который, к примеру, не имеет перевода на китайский язык. В Китае, как на родине этой религии и философии, конфуцианство звучит как «школа ученых» или «школа образованных людей».

Согласно учениям Конфуция, смысл жизни человека заключается в создании совершенного, идеального общества, так называемой «Поднебесной империи». Именно таким способом можно достичь гармонии между людьми и Небом. При этом сам по себе человек является лишь частичкой общества, винтиком в одном большом механизме. Интересы общества являются самыми главными.

Исполнить свое предназначение, во всех смыслах этого слова, человек может только при помощи постоянного самосовершенствования. Сам по себе человек является существом непорочным, но у каждого есть выбор, каким именно он хочет стать, «благородным» или «низким». «Благородным» можно стать только через самосовершенствование, а также развитии в себе положительных качеств, таких как самоуважение и человеколюбие. Последователи конфуцианства верят, что благородство свойственно существу каждого человека. При достижении этой цели важно соблюдать умеренность во всем и следовать так называемому «Среднему пути», стараясь всячески избежать крайности. Также важным в жизни каждого человека является семья, соблюдения необходимых ритуалов и традиций, а кроме того хорошее образование и культура.

Занимательным является тот факт, что формально в конфуцианстве никогда не существовало института церкви. Но в то же время следует отметить, что благодаря огромному значению для человека, в плане духовного развития, конфуцианство можно считать полноценной религией. Последователи учений Конфуция на сегодняшний день распространены по всему земному шару. При этом, согласно статистическим данным, количество сторонников этой религии, а также социальной и политической философии, с каждым днем увеличивается.

Смысл жизни в Исламе

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 08.07.2014

В Исламе смысл жизни человека  заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху. Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека - это служение Богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Таким образом, смысл человеческой жизни в постоянном стремлении заслужить благосклонность Аллаха, который  обеспечит царствие небесное. «Ни ваши богатства, ни ваши дети не приблизят вас к Нам. Близки к Нам те, которые уверовали и совершали добрые деяния. Именно им будет воздано многократно за то, что они сделали, и будут они почивать в высших покоях» (Коран, 34:37). Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей.  

Мусульманин живет не для себя, он живет во имя Аллаха, и все его действия как мусульманина должны вести к этой цели. „Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они мне поклонялись" (Коран 51: 56). А чтобы было известно, как часто это должен делать человек, в Коране указывается: „Прославляй хвалой твоего господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй его и среди дня, - может быть, ты будешь доволен" (Коран 20: 130).  И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость Аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в загробный мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь - только игра и забава..." (Коран 6:32). Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили" (Коран 11:19). Достижение личного счастья как смысл человеческой жизни также отвергается вероучением. Человек должен пожертвовать личным счастьем во имя служения аллаху, ибо земная жизнь - „только пользование обманчивое" (Коран 57: 20), а „ваше имущество и дети - только искушение, и у Аллаха великая награда" (Коран 64: 15).  Для мусульманина крайне важно, чем будет наполнено его сердце в момент смерти – привязанностями к этому миру или любовью к своему Создателю.

Не следует делать запрещенное Аллахом. Душа не умирает вместе с телом, жизнь дана нам для того, чтобы сделать как можно больше благих дел, стать ближе к Всевышнему.  Мусульманин на протяжении всей жизни не должен следовать своим желаниям и страстям, а должен готовиться к тому, что ожидает его после смерти. За свои поступки каждый человек получит воздаяния на суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив из мертвых, Праведники попадут в Рай, а грешников ждет суровое наказание в аду.

О смысле жизни в Исламе

Категория: Религиозные подходы и теории
Опубликовано: 08.07.2014

Ислам представляет собой монотеистическую мировую религию. Название религии переводится с арабского языка как покорность и подчинение Богу. Эта религия занимает второе по популярности место в мире после Христианства. Последователи ислама называются мусульманами. По некоторым данным в мире насчитывается от 1.2 до 1.5 миллиардов мусульман, что составляет около 22 процентов всего населения нашей планеты.

Ислам распространен преимущественно в странах ближнего и дальнего востока, а также в Северной части Африки. Священным писанием, по аналогии с библией у христиан, мусульмане считают Коран. Традиционным языком, на котором проходят абсолютно все богослужения, является классический арабский. Считается, что Ислам образовался в 7 веке, и почвой для его возникновения стали проповеди Мухаммеда. Для верующих мусульман Мухаммед – главный пророк, последний из тех, которые были посланы на землю. После него других пророков уже не будет, именно поэтому его принято считать самым великим.

В исламе существует единый, правильнее сказать, истинный Бог – Аллах. Он - создатель всего существующего, а также покровитель того, что создал. Аллах создал человека и весь окружающий мир вокруг нас. Смысл жизни, согласно верованию мусульман, заключается в полном подчинении Аллаху и жизни в служение ему. Именно поэтому слово «мусульманин» можно перевести как «преданный».

Собственно, в этом и заключается вся суть этой религии. Основное мировоззрение мусульман основывается на том, что все люди должны поклоняться и служить единому Богу и своему создателю – Аллаху. При этом необходимо придерживаться строгих правил и порядков. Также строго запрещаются какие-либо другие идолы или божества.

Мусульмане верят, что Аллах обладает абсолютной властью над всем живущим. Он может менять ход любых событий, так как посчитает необходимым. Он милосерден, милостив и всепрощающ. Но в то же время может быть и строг по отношению к тому, кто не придерживается его наставлений. Так как все люди несут ответственность за свои деяния как за плохие, так и за хорошие. Поэтому человек должен полностью предать себя Аллаху, быть покорным и смеренным, полностью положившись на его волю.

Согласно учениям Мухаммеда, праведные люди, служащие Аллаху, попадают в Джаннат, который представляет собой прекрасный сад, полный благоденствия. Джаннат является аналогом Рая в христианстве. Также для грешников уготована страшная участь – муки при помощи огня в месте, которое называется Джаханнам. Именно сюда после смерти, согласно строкам Корана, попадают грешники. Описание этого места имеет большую схожесть с Библейским Адом.

Посетители страниц