Слова великих людей

"Чем дольше медлишь у двери, тем более чужим становишься"
- Франц Кафка

Прагматический подход

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.

На практике это означает, что для прагматиков теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.

Позитивистские взгляды

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмыслен. Потому что «смысл X» — это элементарное выражение (term), которое «в» жизни обозначает что-то относительно последствий X, или важности X, или что-то, что должно быть сообщено об X. и т. д. Поэтому когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение становится рекурсивным и, следовательно, бессмысленным.

Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл, — это неправильно употреблять язык, так как любое замечание о важности или значении уместно только «в» жизни (для тех, кто живёт её), делает утверждение ошибочным. Язык может обеспечить осмысленный ответ, только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно, когда вопрос выходит за границы области, в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом, вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.

Другие философы, помимо Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.

Нигилистские взгляды

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

Нигилизм – это современная философия, которая базируется на работах известного немецкого мыслителя, композитора, поэта и философа Фридриха Ницше. Название теории нигилизм произошло от латинского слова «нихил», что в переводе означает «ничего». Создатель этой философской теории вложил в нее свое мировоззрение, а также видение самой сущности мира и особенностей человеческого существования. В своих работах Фридрих Ницше утверждал, что христианство, по сути, является нигилистической религией. Это связано с тем, что христианство базируется на удалении смысла жизни, так называемого земного бытия, при этом концентрируя все внимание на предполагаемой жизни в потустороннем мире. В работах философа фигурировала идея, так называемой, «смерти Бога». По мнению Фридриха, эта идея позволяет вернуть смысл в наше существование.

Согласно нигилизму, смысл жизни человека заключается в подготовке нашей планеты к появлению, так называемого, сверхчеловека. Ницше утверждал, что человек, по сути, является неким переходным периодом, между существованием человекоподобной обезьяны и возникновением сверхчеловека. В этом вопросе мнение нигилистов имеет много общего с мнениями транс гуманистов о человеке будущего.

В нигилизме практически полностью отрицается необходимость в познании истины и сокровенных знаний. Также он отрицает человеческое естество Иисуса Христа. С точки зрения большинства нигилистов, все моральные ценности и устои являются порождением каждого конкретного индивида, при этом, к их созданию не имеет абсолютно никакого отношения культура, или какие-либо другие традиционные основания. Считается, что нигилизм, при некоторых своих проявлениях, может трансформироваться в другое течение – прагматизм. Прагматизм основывается на теории, которая гласит, что лучшее, чего может достигнуть человек в этом мире, это состояния, при котором он получает наибольшее удовольствие. В целом нигилизм описывают как исключения из мира и человеческого существования какой-либо цели, идеи, доступной истины или смысла.

Экзистенциализм

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

Экзистенциализм – это философия, которая получила широкое развитие в 20 веке. Особенностью этого течения является акцентирование внимания на уникальности существовании каждого человека. Стоит отметить, что как полноценное направление философии, экзистенциализм так никогда и не был представлен. Практически все представители этого направления не были философами экзистенциалистами, и исключениям является всего один человек – Жан Поль Сартр. Название теории происходит от самого содержания слова «экзистенции». Это выражение означает индивидуальность и неповторимость.

К представителям экзистенциализма часто относят таких выдающихся людей, как Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс. Один из основателей и вдохновителей данного течения, философ из Дании Серен Обю Кьеркегор, считал, что на самом деле человеческая жизнь наполнена абсурдом, и каждый человек должен сам определить для себя те ценности, согласно которым он должен существовать в этом жестоком и безразличном ко всему мире.

Главный экзистенциалист Жан Поль Сартр утверждал, что каждый человек в первую очередь существует, пытается осознать и почувствовать себя в этом мире, а затем пытается определить свое место. Сартр полностью отрицал существование Бога, а значит, существование природы человека. Он утверждал, что, так как нет Бога, не может быть и природы человека, так как для ее существования необходим чей-то замысел. Говоря простым языком ничего в этом мире не предопределено, нет, и не может быть никакой оценки человеческим действиям свыше. Единственная система оценивания действий, который человек осуществляет это та, которую человек создает собственноручно. Смысл жизни человек должен придать сам. В то же время деятельность человека придает некий смысл миру вокруг нас. Каждый предмет вокруг это знак индивидуальных человеческих значений. Без этого все они это просто инертные и пассивные обстоятельства. В процессе своего существования, человек придает то или иное значение, или смысл каким-либо вещам, делая это полностью индивидуально. Таким образом, он формирует себя и свою личность в виде очередной индивидуальности.

Иррационализм

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

Иррационализм – это философское течение, основанное великим немецким философом 19 века Артуром Шопенгауэром. Согласно видению Шопенгауэра, человеческая жизнь является проявлением, так называемой, мировой воли. Вся суть заключается в том, что на самом деле людям только кажется, что они все делают по собственной воли, но в действительности же они полностью руководствуются чужой волей. Название теории происходит от латинского слова «иррационалис», что в переводе означает «неразумный».

Мировая воля является полностью бессознательной или неразумной. Также она безразлична к плодам своих творений, то есть к людям, которые являются полностью брошенными на произвол судьбы. Вся человеческая жизнь, согласно учением Шопенгауэра, приравнивается к пребыванию в аду. В этой жизни глупый человек, будет гнаться за всевозможными наслаждениями, но в результате придет к разочарованию. В то же время мудрец будет всяческими способами обходить возможные беды и несчастья путем контроля своих эмоций и желаний. Иррационализм – это сложная философия, понятия которой приходит со временем. Именно так считают ее многочисленные последователи.

Согласно учением Артура Шопенгауэра смысл жизни человека заключается в постоянном страдании, а также борьбе со смертью. При этом все попытки освободить свое существование от многочисленных страданий приводит лишь к тому, что вместо одного страдания возникает другое. А удовлетворение главных потребностей и желаний в жизни человека заканчивается только чувством пресыщенности, когда все надоедает и как следствие возникновение скуки.

Последователи иррационализма считают, что пытаясь найти какой-либо высокий и божественный смысл жизни, многие люди специально для этого придумывают всевозможные философии и религии. Но это делается лишь для того, чтобы сделать существование человека более-менее терпимым. В свою очередь Шопенгауэр верил, что представители человечества уже изобрели способ, помогающий спастись от отсутствия какого-либо смысла своего существования. Этот способ заключается в создании разнообразных иллюзий, а также придумывании занятий, позволяющих сделать человеческую жизнь более выносимой.

Средневековая Европа и Индия

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

В средневековой Европе, как и в Индии, философские представления о цели существования человека были схожи. Несмотря на то, что в этих двух регионах имелись значительные различия в плане культуры, а также искусства и то, что они находились на достаточно большом расстоянии друг от друга, представления о смысле жизни у них имеют много общего. Для народов, населяющих средневековую Европу, был очень важен так называемый культ предков. То же самое можно сказать и об Индии. Культ предков в свою очередь связан с почитанием своих предков. Предки – это не только умершие родственники, но и представители народности, жившие на этих землях до этого. Для средневековой Европы характерна безграничная и безоговорочная власть церкви. При этом любое инакомыслие и отрицание стандарта мировоззрений, установленных церковью, считалось страшным преступлением.

Если пытаться найти ответ на вопрос, в чем же заключается смысл жизни согласно философским учением средневековья, то нужно понимать, что, по мнению многих ученых и философов, именно этот период считается временем забвения и потери многих знаний. Существует мнение, что в период средневековья человечество отодвинулось в своем развитии приблизительно на 1000-2000 лет назад. И действительно если посмотреть на саму историю, то мы увидим целую эпоху человеческой глупости, воин и страданий. В это время уровень образованности, ментального и духовного развития у людей был очень низким. При этом мудрость, знания, в том числе те, что оставила нам античная философия, были практически полностью утеряны и забыты. Многие философы времен средневековья вели тайный и загадочный образ жизни, наполненный мистикой, магией и оккультизмом.

Смысл жизни в средневековой Европе и Индии заключался в полном воплощении условных ценностей, а также в повторении образа жизни своих предков. При этом, когда подобие образа жизни было достигнуто, человек мог лишиться основного, а именно эволюции своего характера, стремления к чему-либо высокому, тяги к познанию. Возможно, именно поэтому в то время человечество показывало очень низкий уровень развития не только в научном или социальном плане, но также в духовном и философском. Название теории о средневековом мышлении описано во множестве научных работ. Лишь одно можно сказать с уверенностью, что, как бы там ни было, но самосовершенствование, самопознание и стремление к развитию мышления приводит к прогрессу в развитии человечества, чего, к сожалению, нельзя сказать о мрачных временах средневековья.

Древняя Греция и Рим

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

Согласно учением древнегреческих философов, основная цель поступков человека заключается в достижении счастья, которое, в свою очередь, является воплощением самой человеческой сущности. Один из учеников Платона – древнегреческий философ Аристотель полагал, что, так как сущностью каждого человека является его дух или душа, то счастье заключается в способности мыслить и познавать. При этом духовный труд, а значит, и труд мыслительный имеет преимущество над физической работой. Верхом человеческой деятельности считается посвящение жизни познанию и мышлению, в результате чего человек достигает своих целей в науке или занятии искусством. Достижение этих целей возможно лишь путем подчинения страстей разума.

Другой древнегреческий философ – Эпикур полагал, что смысл жизни человека заключается в получении удовольствия. При этом удовольствие здесь необходимо понимать не как наслаждение, основанное на чувствах, а как избавление от душевного беспокойства физической боли и страданий, а также страха перед смертью. Для Эпикура и его последователей идеальный можно назвать жизнь, проведенную в тихом и спокойном месте. Также важно отстранение человека от государственной жизни и простое наблюдение всего происходящего. Эпикур считал, что сами Боги никогда не вмешиваются в события на земле и являются блаженными существами.

Один из величайших философов античности – Диоген считал, что смысл жизни и ее окончательная цель заключается в достижении добродетели. Добродетель – это умение довольствоваться малым и всячески избегать зла. Благодаря этому умению человек получает независимость от внешнего мира, который является для него не только непонятным, но и абсолютно неподвластным. Обретая независимость, человек стремится к внутреннему покою. Для Диогена и его последователей независимость заключалась в полном отрицании культуры, государства, искусства. Они не видели смысла в существовании личного имущества, а также в соблюдении каких-либо общепринятых правил и порядков.

В античные времена большую популярность обрел стоицизм. Эта философия получила определенное развитие как во времена древней Греции, так и при Римской империи. Для ее последователей смысл человеческой жизни заключается в нравственности, обретенной через истинные познания. Человеческая душа является вечной, то есть бессмертной. Название теории говорит нам, что важная составляющая человеческой жизни заключается в обретении согласия и умиротворения с силами природы и мировым разумом.

Философское видение проблемы

Категория: Философское видение проблемы
Опубликовано: 12.07.2014

С древних времен, человека интересовал один из главных вопросов, точный ответ на который так и не найден. «В чем заключается смысл жизни человека?», «Зачем мы здесь и куда ведет нас этот путь?»

В первую очередь необходимо отметить, что постановка подобного вопроса для человека является совершенно естественным явлением. Для человека свойственно желание самоопределения.

Философия, в переводе с греческого языка, означает «Любовь к мудрости». В любой философской системе мировоззрения фигурирует тема о смысле человеческой жизни. При этом в каждом направлении философии можно увидеть несколько разные представления о смысле жизни. Каждое течение по-своему смотрит на этот вопрос, принося в него свое видение моральных ценностей, формируя определенные представления. Многие философские течения сходятся на существовании так называемой «человеческой природы», которую они рассматривали, как основу или идеал человека. Именно в достижении этого идеала и заключается смысл человеческого существования. Название теории о смысле человеческого существования, так или иначе, связано с наименованием самого философского течения, а также с историческим периодом, когда это течение получило наибольшее развитие.

В то же время многие великие мыслители и философы, такие как Сократ, Платон, Диоген, Декарт и другие, имели свои представления по поводу того, в чем же заключается смысл человеческой жизни. По их мнению, смысл жизни тесно связан с понятием блага. Благо здесь следует понимать в двух присущих этому слову смыслах. С одной стороны, благо это то же самое, что и добро. С другой стороны, это понятие может трактоваться как удовольствие, помощь или польза. Только привнося благо в этот мир, делая добро, помогая себе и другим людям, принося пользу обществу, человек приближает свое существование к своему высшему, божественному значению. А если жизнь имеет значение, значит, она осмыслена, то есть имеет смысл.

Посетители страниц